Елена Полежака
Обобщение пед. опыта «Сотрудничество детей и их родителей в процессе реализации образовательных проектов в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Что же такое сотрудничество?
Сотрудничество или взаимодействие – это способ организации совместной деятельности. Одной из активных форм сотрудничества в нашем детском саду является проектная деятельность, опирающая на задачи, которые отражены в основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Публикация «Обобщение пед, опыта „Сотрудничество детей и их родителей в процессе реализации образовательных проектов в детском саду“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основные обязанности в вопросах воспитания и образования ребенка ложатся на родителей. Я считаю, что использование проектной технологии способствует укреплению детско-родительских отношений, доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами, позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Поэтому главной целью в процессе реализации образовательных проектов с детьми разновозрастной группы раннего возраста (1-3г., в которой я работаю, ставилось выработать тактику доверительных отношений и дружелюбного партнерства с семьями воспитанников, создание условий установления сотрудничества и повышение педагогических и практических умений родителей.
Задачами являются:
- обогащение воспитательных умений родителей;
- установление эмоционального контакта взрослого с ребенком;
- поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
Включаясь в проект, я использую различные формы, средства, методы и приемы. А именно: совместные творческие работы, обсуждение общих вопросов, сбор и подготовка материалов, практикумы для родителей, организация выставок, конкурсных работ, консультации, беседы и т. д.
Хочу отметить, что в нашей группе выбор того или иного проекта начинается с обсуждения его значимости для всех участников педагогического процесса, а так же с учетом требований образовательной программы и возрастных особенностях воспитанников.
Предлагаю вашему вниманию один из проектов, который, по моим наблюдениям, был очень интересен всем участникам воспитательно-образовательного процесса. Он стал началом для других новых проектов: «Ласковая осень», «Нам на месте не сидится», «Растем здоровячками», «Что такое Новый год», «Не играй с огнем» и т. д.
Проект «Играем с детьми»
2 группа раннего возраста (2-3г)
Тип проекта – практико-ориентированный, игровой.
Срок проекта – краткосрочный с по 2015 г.
Участники проекта – разновозрастная группа детей раннего возраста с 1г. до 3 лет
Актуальность
В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни детского сада во многом остается самоустраненным. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами педагог детского сада является сопровождающим семьи в вопросах воспитания, развития и образования ребенка, а основные обязанности по данным направлениям, все же, ложатся на родителей (законных представителей) детей, поэтому столь необходимо повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах возрастного развития детей, подвести их к пониманию сущности основного вида деятельности ребенка – игры. Игры, как средства развития, познания, достижения психологического комфорта ребенка и нового уровня общения.
Проблема
На основании родительского анкетирования и наблюдения было выявлено несколько проблем: недостаточный уровень знаний родителей в области возрастных особенностей игровой деятельности их детей, слабая осведомленность о видах игр, их разнообразии и вариантах использования в повседневной совместной с ребенком деятельности, неумение родителей применять игры для развития ребенка в ежедневном их общении. А самое важное, отсутствие стремления у родителей разбираться в данных вопросах самостоятельно.
Цель
Повысить педагогические знания и практические умения родителей в использовании разнообразных игр в повседневном общении с ребенком. Формирование у детей игровых умений.
Задачи:
сформировать представления родителей о разнообразии игр, о возрастных особенностях игровой деятельности детей раннего возраста;
пробудить интерес детей и взрослых в общении посредством совместной игры;
обучение родителей взаимодействию и приемам подключения и внедрения в начатую детьми игру;
формировать эмоционально-положительное отношение детей к
новым играм.
Началом и основой выявления проблемы проекта явилось анкетирование родителей.
В результате анализа анкетирования получены следующие выводы: многие родители недооценивают развивающей ценности игр; не знают, в какие игры и как играть со своими детьми.
Подготовительный этап
Введение родителей в тему проекта, обсуждение цели, задач; выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; подбор методического материала.
Мною составлен план нашей деятельности, включающий теоретическую и практическую работу с родителями.
Основной этап
Содержание деятельности родителей:
- помощь в обновлении развивающей среды (атрибуты к играм, оформление группы)
- участие в семинарах-практикумах (цикл родительских посещений)
- совместная с детьми игровая деятельность
- Участие в изготовлении игр своими руками
Содержание деятельности детей:
- принятие игровой задачи
- вживание в игры
- совместная игровая деятельность с родителями
Содержание деятельности педагога:
- презентация «Классификация игр»
- семинар-практикум «Развиваемся, играя» с демонстрацией типов и видов развивающих игр
- статьи на информационном стенде «Игры родителей с детьми», «Игры между делом», «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»
- индивидуальные консультации «Во что играть с ребенком»
- организация совместной с родителями игровой деятельности в образовательном прессе
В ходе проектной деятельности происходил обмен мнениями, беседы, пожелания, оказывалась необходимая индивидуальная помощь родителям.
Заключительный этап
- развлечение "Вот как мы играем";
- творчество родителей «Сделай игру своими руками»;
Результат
- Все участники проекта обрели опыт сотрудничества, навыки совместной деятельности
- Повысилась компетентность родителей и их практические умения по теме проекта
- Выявились творческие возможности родителей
- Обогатилась предметно-игровая среда
У детей формируются навыки общения в игре, интерес к совместной с взрослыми игровой деятельности.
В заключение представления моего опыта работы хочу добавить, что использование проектной технологии позволяют выработать тактику сотрудничества доверительных отношений и дружелюбного партнерства с семьями воспитанников. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности от своих успехов и успехов своих детей.