Анна Царевникова
Организация взаимодействия субъектов образовательных отношений по профилактике тяжелых нарушений речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без сформированной правильной речи очень сложно приобрести навыки общения и научиться строить отношения с окружающим миром. В век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Темочки:
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: многие звуки не произносятся, искажаются, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. Считается что, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы.
Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется нам на сегодняшний день актуальной.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в нашем детском саду, я приняла решение об организации новых форм работы с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику и предупреждение тяжелых речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста. В настоящее время мы апробируем следующие виды образовательной деятельности, призванные решить описанную проблему:
• «Логопедическая гостиная» для педагогов детского сада;
• «Логопедические пятиминутки» во всех возрастных группах;
• логопедический кружок для детей средней группы «Школа Веселого Язычка».
1. Логопедический кружок «Школа Веселого Язычка» организован как бесплатная дополнительная образовательная деятельность учителя-логопеда.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.
Работу логопедического кружка я начала в октябре 2015г. в условиях работы логопункта. На занятия кружка (с согласия родителей и по результатам логопедического обследования) были зачислены пятеро воспитанников средней группы с заключениями ФФНР, дизартрия. У воспитанников были выявлены полиморфные нарушения в звукопроизношении (нарушено произношение более пяти звуков, нарушения слоговой структуры слов, недоразвитие фонематических процессов. Занятия «Школы Веселого Язычка» направлены на решение следующих задач:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Уточнение и формирование правильного, четкого произношения звуков раннего онтогенеза.
6. Подготовка речевого аппарата к формированию правильных артикуляционных укладов для произнесения звуков позднего онтогенеза (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
К сожалению, в режиме работы логопункта кружковая образовательная деятельность не зарекомендовала себя с положительной стороны, данная форма работы по профилактике речевых нарушений оказалась неплодотворной, неэффективной.
В настоящее время планирую апробировать деятельность логопедического кружка на всей группе детей среднего возраста.
2. «Логопедическая гостиная» представляет собой одну из форм взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями. Основная цель – расширение педагогических знаний воспитателей детского сада по проблемам речевого развития детей. Заседания логопедической гостиной проходят в различных формах: консультации, практикумы, мастер-классы. Тематика заседаний: «Виды речевых нарушений и их причины», «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика», «Дыхание и речь» и т. д.
3. «Логопедические пятиминутки» организуются воспитателями во второй половине дня во всех возрастных группах по рекомендациям учителя-логопеда. Основными задачами данного направления работы по профилактике речевых нарушений являются : развитие артикуляционной моторики, развитие дыхания, фонематического слуха и восприятия, развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие мелкой моторики.
В итоге педагогической работы по перечисленным видам деятельности планируем получить следующие результаты:
- Создание модели профилактической работы речевого развития детей дошкольного возраста.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов детского сада в области профилактики нарушений речевого развития.
- Уменьшение количества детей, имеющих к старшему дошкольному возрасту речевые заключения, причиной которых являются функциональные недоразвития.
- Облегчение тяжести речевой патологии у детей с более глубоким нарушением речевой системы.
Используемый материал:
Беляева О. А. «Логопедическая работа с детьми 4 – 5 лет, как часть методического комплекса по профилактике речевых нарушений в ДОУ.
Антикян И. В. Программа работы логопедического кружка для детей 4-5 лет «Говоруша».
Галкина С. В. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта – журнал «Логопед», №5/2010г.