Светлана Казанова
Влияние детско-родительских отношений на личность ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительского общения.
Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Публикация «Влияние детско-родительских отношений на личность ребенка,» размещена в разделах
В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Проблема общения актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности людей.
Над проблемой семьи и личности дошкольника работали такие ученые и педагоги, как Гербарт И., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., Амонашвили Ш. А, Коменский Я. А., Толстой Л. Н., Ушинский К. Д. и многие другие.
Положительное воздействие семьи на нравственное воспитания ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше. Не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в нравственном воспитании детей, сколько может сделать семья.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
Цель дипломной работы: изучить влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности влияния детско-родительских отношений на сомооценку детей дошкольного возраста.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения о том, что существует зависимость между типом детско-родительских отношений и особенностями развития самооценки ребенка дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить накопленный теоретический материал по проблеме влияния детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка;
2) Изучить типы детско-родительских отношений;
3) Выявить влияние типов детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами профилактическая программа будет способствовать сохранению и развитию психического здоровья, позволит сделать управляемым процесс формирования здоровой в психологическом отношении личности.
База исследования: ДОУ 11, подготовительные группы детей (5,5 –7 летнего возраста). В исследовании участвовали 20 детей и их родители.
В работе мы использовали следующие методы:
-метод анализа литературы по теме исследования;
-методы психодиагностики (анкетирование, тестирование);
- беседы.