Людмила Ващенко
Конспект НОД «Увлекательное путешествие на Крайний Север» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»
Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.
Задачи:
1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.
2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
3. Воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.
Материал и оборудование: Мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение «Тема полёта», видео «Северное сияние».
ХОД
Публикация «Конспект НОД „Увлекательное путешествие на Крайний Север“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Минутка вхождения в образовательную деятельность.
- Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу искреннею улыбку и пожелаем друг другу «доброе утро!» Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Здесь написано "Детям группы № 11 «Рябинка», а прислали его с Крайнего Севера. Прочитаем, что здесь написано?
«Читаем: «Здравствуйте, милые дети! Мы живём на Крайнем Севере нашей Родины. Вокруг нас тундра. Мы приглашаем вас в гости к нам, на Север, в тундру, где вы познакомитесь с жителями этого удивительного края, узнаете много интересного о жизни на Севере. Мы очень вас ждем! С уважением, жители Севера»
– Ну, что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
- Какой транспорт быстрее всего доставит нас на Север? (Самолет)
- А вот и наш самолет!
(Слайд 1) или (Слайд) видио.
Самолёты.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,
Да и снова полетели.
- Мы все разные, непохожие друг на друга, но нам хорошо вместе, потому что мы умеем дружить, играть, помогать друг другу. Мы рассказываем друг другу о своих странах, наших народных костюмах, обычаях и традициях. Вот Коля у нас приехал с Крайнего севера и сегодня я хочу рассказать вам о его родине. (Рассматривание на глобусе расположение Крайнего Севера).
Слайд 3
- Вот откуда он приехал. Как вы думаете, почему это место на глобусе окрашено в белый цвет? (ответы).
- Потому, что Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.
Океан покрылся льдом
Волны не бушуют в нем,
Он от края и до края,
Как пустыня ледяная
Царство холода и тьмы,
Царство матушки-зимы.
- Очень суров климат этих мест. Зимой здесь бушуют метели, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается из-за линии горизонта. Длится полярная ночь.
Слайд 4
- Только бледный свет луны и звезд, а иногда и полярного сияния, освещают бескрайние снежные просторы. Вот как описывает северное сияние один путешественник :
Слайд 5 Слайд (видио)
«Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные четкие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого цвета, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели». (Во время описания дети рассматривают изображение северного сияния).
Слайд 7
- На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов лед взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течении всего года: и зимой, и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы с вами.
- На самом берегу Ледовитого океана, там, где вечный холод и снег, живут эскимосы.
Слайд 8
- Слово «эскимос» обозначает: «тот, кто ест сырое мясо». Они действительно очень любят, есть сырую мороженую рыбу – строганину. Эскимосы очень выносливые, смелые и находчивые люди. Поскольку всюду снег и нет ни только деревца, но даже кустика они научились строить дома – иглу – прямо изо льда.
Слайд 9
- Для этого из слежавшегося снега ножом вырезаются прямоугольные куски. Затем «снежные кирпичи» выкладываются по спирали, и получается дом с куполообразной крышей. Изнутри иглу обтягивают шкурами и освещают с помощью специальных светильников. Когда внутри иглу разводят огонь, то подтаявшая вода заполняет трещины и таким образом заделывает все щели.
- Дети, а как вы думаете, чем занимаются эти люди?
Могут ли они выращивать хлеб или овощи?
Почему нет?
Могут ли они разводить коров или овец?
- Давайте вместе подумаем, что нужно жителям Крайнего Севера. Правильно. Это теплая одежда их меха, сытая пища, удобный дом. Основные их занятия оленеводство, рыболовство и охота.
Слайд 10
- Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, такую теплую и легкую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад: разноцветными полосками кожи, моржовой костью и пушистыми кисточками, а иногда расшивают бисером или бусинками. На голове носят пушистые шапки, на ногах – меховые унты, сшитые из оленьего меха.
- А как вы думаете, на каком транспорте передвигаются жители Крайнего Севера?
- В основном они передвигаются на лыжах.
Слайд 11
- Они более широкие, чем у нас. Это потому, что им приходится ходить не по проложенной лыжне. А по нетронутому глубокому снегу.
Слайд 12
-На дальние расстояния и для перевозки грузов используют нарты – легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей.
Слайд 13
- В упряжку собирают 10-14 собак лаек. Человек, который управляет упряжкой, называется каюр.
- Как ни сурова природа Северного – Ледовитого океана и его островов. Здесь обитают многие животные.
- Дети, может, вы сможете назвать животных, которым не страшен климат Крайнего Севера? (Ответы).
Слайд 14
Правильно. Здесь обитают тюлени, моржи. Толстый слой жира этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лед. (Рассматривание картинок).
- А чем же питаются моржи и тюлени? (Ответы).
- Главный житель этих мест – это белый медведь.
- Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняет его от сильных морозов. Чем же питается белый медведь?
- Как вы думаете, дети? (ответы).
- Медведь Крайнего Севера – прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Он может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой, тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.
- Надеюсь, что сегодня вы узнали много о Крайнем Севере, о его жителях и обитателях, о суровом климате.
А теперь садимся на самолет и возвращаемся в группу.
Слайд 15 (видио)
- Возвращение в группу.
Рефлексия:
- Что вы узнали нового сегодня?
- А ком мы сегодня разговаривали?
- Что вам больше всего понравилось?