Татьяна Жогло
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по математической стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по образовательной области
«Элементарные математические представления»
с тяжёлыми нарушениями речи
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие по математической стране“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Путешествие по математической стране»
Программные задачи:
Формировать умения сравнивать предметы по параметрам величины (длина, высота) практическими приемами с помощью предмета-посредника и с помощью глазомера.
Упражнять в умении строить сериационные ряды из пяти предметов по убыванию величины, опираясь на зрительные образы.
Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 10.
Закреплять представление о цифрах от 1 до 10; умение устанавливать отношения между числами и обозначать эти отношения знаками «<», «>» «=».
Закреплять представления о геометрических фигурах; умение определять форму предметов на основе сходства со знакомыми геометрическими фигурами.
Закреплять представления о двухмерном пространстве (пространстве листа бумаги) : «верх», «низ», «справа», «слева», «центр», «правый верхний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», «левый нижний угол.
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память; содействовать развитию самостоятельности.
Воспитывать интерес к познанию элементарных математических
представлений; активность, чувство уверенности в себе.
Материал и оборудование : магнитофон с записями, магнитная доска, муляжи предметов разной формы, объёмные геометрические фигуры (шар, куб, конус, цилиндр, рыбки и ведро для игры «Рыболов», корзинки, листы бумаги формата А 4 на каждого воспитанника, плоские геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, круг) на каждого воспитанника, карточки с цифрами от 1 до 10, домики разной высоты (5 шт., картинки – изображения с дикими животными (медведь, волк, лиса, заяц, мышка)
Предварительная работа: дидактические игры, работа в пособии И. В. Житко «Умней-ка».
Методы и приемы:
словесный: использование художественного слова, пояснение, объяснение выполнения заданий, ответы на вопросы;
наглядный: использование наглядных моделей;
практический: игровые упражнения, пальчиковая гимнастика;
игровой: дидактические игры, создание игровой ситуации.
Тип занятия : закрепляющий.
Ход занятия:
I этап - вводный (организационный)
Игра-этюд «Приветствие» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание
доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой
деятельности.
Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации (фронтальная форма работы). (Капитан приглашает в путешествие по математической стране)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
( Капитан обращается к детям:
«В морское путешествие вас приглашаю плыть,
Чтоб в океане остров чудесный посетить!
Там в старом замке клад хранится,
Который всем вам пригодится!
В пути вас ждут задания доселе неизвестные,
Задачи на внимание и игры интересные». Предлагаю отправиться в путешествие по стране Математике, выполнить все задания и найти клад, который хранится в старом замке).
II этап – основной
(Пока мы плывём по морю, предлагаю поиграть в игру «Рыболовов»). (фронтальная форма работы, индивидуальная).
(Воспитатель читает вопросы на рыбках, дети отвечают).
Вопросы:
1. Сколько времён года? Назовите их.
2. Сколько дней в неделе?
3. Посчитайте от 1 до 10
4. Посчитайте от 10 до 1
5. Назовите первый день недели?
6. Назовите выходные дни?
7. Какие части суток вы знаете?
8. Назовите геометрические фигуры, у которых есть углы
9. Назовите объёмные геометрические фигуры
10. Назовите фигуры у которых нет углов
11. Какое число больше 3 или 4, 7 или 8.
12. Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6.
Дидактические игры: «Расставь цифры», «Цифра пропала» «Назови соседей числа», «Расставь знаки» (фронтальная форма работы, индивидуальная).
Цель: упражнение в умении считать до 10; закрепление представлений о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10; формирование умения называть соседей числа и сравнивать числа.
Зрительная гимнастика "ОТДЫХАЛОЧКА" (фронтальная форма работы)
(Вы цифры расставляли,
Ваши глазки немного устали!
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть-чуть.
(дети закрывают глазки, звучит успокаивающая музыка)
А теперь их открываем
И немного поморгаем).
Развивающая игра «Рассели животных» (фронтальная форма работы, индивидуальная, дифференцированный подход).
Цель: формирование умения сравнивать предметы по высоте с помощью глазомера, упражнение в умении строить сериационные ряды из пяти предметов по возрастанию и убыванию величины, опираясь на зрительные образы; формировать представления о пространственных положениях «слева», «справа».
(Предлагаю детям выставить на мольберте домики в ряд по высоте от самого высокого до самого низкого; медведя поселить в самый высокий домик; волка поселить в тот домик, который находится справа от домика медведя; лису поселить в домик, который немного ниже; зайца поселить в четвёртый по счёту домик и мышку поселить в самый низкий из всех домиков.
Музыкальная разминка с элементами дыхательной гимнастики
«А рыбы в море плавают вот так»
Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Развивающая игра «Разложи предметы по форме». (фронтальная форма работы, индивидуальная).
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах (шар, куб, конус, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, круг, овал); о форме предмета;
( На столе разложены предметы: мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка и др.)
(Предлагаю найти на столе предметы похожие на шар, на цилиндр, на конус и куб. Разложить их правильно по корзинкам.)
Пальчиковая гимнастика «Рыбки» (фронтальная форма работы).
(Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (Плавные движения сложенными кистями)
Рыбка, рыбка — озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (выгнуть кисти)
Крошку хлебную взяла, (имитируем захват)
Рыбка хвостиком махнула, (имитировать движение хвостиком)
Рыбка быстро уплыла. (быстрые движения сложенными кистями)
Цель: совершенствование мелких движений пальцами; переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.
Игровые упражнения «Расположи геометрические фигуры», «Выложи фигуры из палочек» (фронтальная форма работы, индивидуальная, дифференцированный подход).
Цель: формирование представления о двухмерном пространстве (пространстве листа бумаги) : «верх», «низ», «справа», «слева», «центр», «правый верхний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», «левый нижний угол»; умения определять пространственное положение изображений объектов на листе бумаги; закрепление представления о геометрических фигурах (шар, куб, конус, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, круг, овал, развитие мелкой моторики рук.
(Предлагаю воспитанникам в правом верхнем углу положить треугольник. На середину листа овал. В нижний левый угол квадрат. В верхний левый угол круг, а в правый нижний угол прямоугольник. Некоторым детям предлагаю выложить геометрические фигуры из счётных палочек по образцу).
Дидактические игры «Дни недели», «Разноцветная неделька», «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: закрепление представлений о днях недели, о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
(Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра).
Развивающая игра «Длинная – короткая» (подгрупповая форма работы, индивидуальная).
Цель: упражнение в умении сравнивать два предмета по длине, закрепление умения словами обозначать результат сравнения (длиннее – короче)
(Обращаю внимание на дорожки. Предлагаю сравнить две полоски-дорожки по длине и выяснить какого цвета длинная дорожка, а какого цвета короткая.)
(Дети меряют дорожки и сравнивают по длине и проходят к замку, где спрятан в сундуке клад).
( Капитан благодарит воспитанников: «Ребята, какие вы молодцы. Разгадали выполнили все задания. Вы оказались очень умными и сообразительными»).
III этап. Окончание занятия
Игровая ситуация (фронтальная форма работы, индивидуальная).
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников развитие желания говорить о впечатлениях.
(Воспитанники отправляются на корабле в детский сад).
(«Мы отважные ребята,
Преодолели все преграды
Корабль нас вперед везет
В детский садик он плывет»).
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Список использованных источников:
1. Программа "Воспитание и обучение детей с нарушениями речи" Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз / Министерство образования Республики Беларусь; [Национальный институт образования]. – Минск: Национальный институт образования, 2007. - 280 с.
2. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь; [Национальный институт образования]. – Минск: Национальный институт образования, 2019. - 479 с.
3. Житко, И. В. Математический калейдоскоп : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / И. В. Житко. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 264 с. : ил. (УМК «Мои первые уроки»).