Получи документы

Психологическое здоровье дошкольника как основа гармоничного развития личности

Токбаева Дана Муаедовна
Психологическое здоровье дошкольника как основа гармоничного развития личности

Актуальность проблемы физического, психического, социального здоровья детей в современном обществе не вызывает сомнений. Однако, не смотря на систематически проводимые исследования в этой области, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, число отклонений в состоянии здоровья детей, особенно в нервно-психической сфере, увеличивается. По наблюдениям педагогов начальных классов, дети, приходящие в первый класс, оказываются все более подготовленными интеллектуально, и все менее эмоционально устойчивы и личностно благополучны. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, низкий уровень развития произвольности и одновременно высокая тревожность – это только часть психологических проблем, с которыми приходится систематически сталкиваться педагогу начальной школы. И вместо того, чтобы осваивать с детьми школьную программу, ему приходится постоянно заниматься психическим состоянием детей, успокаивая их или наоборот, стимулируя к деятельности; решать психологические проблемы, существующие в семьях, дабы помочь ребенку включиться в совершенно новые для него условия жизнедеятельности и выстроить отношения с одноклассниками; корректировать поведенческие реакции детей, обучая их правильно реагировать на возникающие трудности.

Публикация «Психологическое здоровье дошкольника как основа гармоничного развития личности» размещена в разделах

Весь этот комплекс проблем возникает у детей не в связи с поступлением в первый класс, а задолго до этого. Причины психологических проблем, мешающих не только школьному обучению, но и развитию личности ребенка в целом, общеизвестны. Во-первых, это дисгармония семейных отношений, которая провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные страхи у детей. Во-вторых, это издержки воспитания (нарушения в сфере детско-родительских отношений, которые приводят к неуверенности ребенка в своих силах, подавленности, агрессивности, конфликтности и другим неблагоприятным проявлениям. В-третьих, это биологические факторы, такие, как неблагоприятно протекающая беременность, родовые травмы, которые приводят к различным нарушениям в сфере психического здоровья, таким как гиперреактивность, эмоциональная нестабильность, возбудимость. Немалую роль в возникновении различных отклонений в сфере психического здоровья ребенка играют и социально-экономические факторы, такие так неудовлетворительные жилищные условия, постоянная занятость родителей.

Анализ психологических проблем детей дошкольного возраста, а также их причин свидетельствует о необходимости целенаправленной систематической работы по их профилактике и коррекции. Эта работа связана с целенаправленным воздействием на личность ребенка, обучение его необходимым психологическим умениям и навыкам, а также устранение или сглаживание причин, которые привели к некоторой дисгармонии в развитии дошкольника. Большинство из перечисленных проблем являются компетенцией психолога.

В школе, где подчас обучается до 1000 детей, у этого специалиста нет физической возможности проводить индивидуальную коррекционную работу. Поэтому очень важно уделять максимум внимания психологическому здоровью ребенка пока он находится в детском саду.

В наш детский сад дети приходят по направлению МФЦ в возрасте 3 лет и НАХОДЯТСЯ 4 года. Перед психологом соответственно встает следующая задача: за этот промежуток времени максимально помочь каждому ребенку, а так же его родителям в решении вопросов, касающихся психического здоровья.

Для начала определимся, что включает в себя понятие «психическое здоровье». Это:

- адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (познавательной и

эмоционально-волевой);

- способность к самоуправлению своим поведением;

- адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться);

- соответствие субъективных образов отражаемым объектам и характеру

реакции (адекватность восприятия и реагирования).

Исходя из данного определения, каждый ребенок, поступающий в коррекционный детский сад, имеет нарушения в сфере психического здоровья. Именно поэтому в нашем детском саду психолог работает абсолютно со всеми детьми.

Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Диагностика (выявление психологических проблем)

2. Коррекция (разработка и реализация коррекционных программ)

3. Психопрофилактика (обучение необходимым психологическим навыкам и

умениям)

4. Психологическое просвещение родителей.

На первом этапе я собираю информацию о ребенке, его семье. С этой целью проводится анализ той документации, с которой ребенок поступает в д/с. Он позволяет выделить проблемы, касающиеся биологических и биографических данных. Далее проводится индивидуальная психологическая диагностика личностных особенностей ребенка. Эту информацию дополняют данные, полученные в результате анкетирования родителей. Таким образом, создается психологический портрет ребенка, со всеми проблемами, которые так или иначе касаются его психологического здоровья.

Обычно в результате диагностики вырисовывается следующая картина:

В группе детей, состоящей из 16 человек,

гиперактивных – 2-3 человека;

тревожных – 2-5 человека;

агрессивных – 1-2 человека;

застенчивых – 1-2 человека;

эмоционально неустойчивых – 1-2 человека.

Кроме того, практически все дети имеют низкий уровень произвольности и самоконтроля, плохо сформированные коммуникативные навыки.

В связи с этим, на втором этапе работы, реализуется образовательная программа, по которой занимаются все дети. Эта программа была разработана специально для детей дошкольного возраста с отклонениями в здоровье.. Каждое занятие программы – это известная детям сказка, которую рассказывает психолог. В повествование органично включены игры и упражнения, направленные на развитие тех психических функций, которые у детей нарушены более всего. Программа названа «Сказкотерапия», хотя в ней используются и арт-терапия, и музыкотерапия, и куклотерапия, словом, все те направления, которые оптимальны при работе с детьми дошкольного возраста. Программа направлена на решение следующих задач:

- расширение знаний и представлений дошкольника о мире;

- развитие произвольности;

- развитие коммуникативных навыков и речи;

- развитие навыков саморегуляции.

По программе «Сказкотерапия» дети занимаются 2 года.

Далее разрабатываются и реализуются индивидуальные коррекционные программы по следующим проблемам:

- снижение гиперактивности;

- снижение тревожности, снятие страхов;

- развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;

- коррекция агрессивности и конфликтности.

По индивидуальным программам дети занимаются по мере необходимости.

На следующем этапе проводится повторная диагностика, которая позволяет отследить насколько эффективно решаются психологические проблемы ребенка.

Кроме коррекции мы считаем возможным проведение с дошкольниками психопрофилактики. В промежутках между занятиями со всеми детьми проводятся релаксационные минутки, на которых психолог обучает детей снятию эмоционального и психофизического напряжения. Специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками помогают детям не только расслабиться, но и повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности.

Параллельно работе с детьми мы считаем необходимым проводить работу с родителями, потому что большая часть психологических проблем детей так или иначе связана с безграмотностью родителей в вопросах воспитания дошкольников. С целью психологического просвещения родителей был разработан цикл групповых консультаций на которых освещаются следующие темы: «Роль родителей в развитии личности ребенка», «Дошкольник и телевизор», «Игры и игрушки в жизни ребенка» и т. д.

Кроме того, каждый родитель имеет возможность прийти на индивидуальную консультацию к психологу с той проблемой, которую он считает актуальной. В особо серьезных случаях на помощь приходят невролог и детский психиатр, с которыми, при необходимости, можно побеседовать прямо в детском саду.

Весь вышеописанный комплекс мероприятий позволяет достигнуть следующих результатов

- каждый третий ребенок, после двухлетнего обучения в коррекционном д/с

идет обучаться в обычную школу;

- уровень тревожности детей в целом снижается примерно на 30%;

- практически каждый ребенок осваивает основные методы саморегуляции;

которые помогают ему в последствии не только снимать напряжение, но и

быть более эмоционально устойчивым;

- существенно повышаются коммуникативные навыки детей;

- абсолютно всех детей удается избавить от страхов.

Таким образом, с детьми, приходящими в д/с, за 4 года обучения и воспитания, проводится большая работа по профилактике и коррекции различных психологических проблем, что способствует в дальнейшем более гармоничному развитию личности ребенка, более успешной адаптации в школе и социализации в обществе.

В заключение хотелось бы дать родителям следующие рекомендации, помогающие сохранить психическое здоровье дошкольника :

1.

Безусловно принимайте и уважайте своего ребенка.

2.

Можно осуждать действия ребенка, а не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит для них есть основания.

3.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка.

4.

Активно выслушивайте его переживания и потребности.

5.

Будте не рядом с ним, а месте с ним.

6.

Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.

7.

Помогайте, когда просит.

8.

Поддерживайте успехи.

9.

Делитесь своими чувствами.

10.

Конструктивно разрешайте конфликты

11.

Обнимайте не менее 8 раз в день.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенкаКонструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое здоровье дошкольника как основа гармоничного развития личности
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 07:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое здоровье дошкольника как основа гармоничного развития личности» (включая файлы) размещена пользователем Токбаева Дана Муаедовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД