Лариса Катинова
Проектный метод в организации образовательной деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Проектный метод в организации образовательной деятельности ДОУ»
Воспитатель: Катинова Л. А.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Публикация «Проектный метод в организации образовательной деятельности ДОУ» размещена в разделах
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника дошкольного учреждения предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
• В Дошкольного образовании очень важно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни у ребенка должно появиться желание учиться.
• Новые требования к образованию двигают нас к использованию новых технологий, в частности – метода проектов.
• Проектная деятельность в ДОУ – это, прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникает желание решить её. Поэтому перед нами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
В практику работы нашего ДОУ внедрение проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами - а именно это:
• Семинары, педсоветы, консультации и т. д.
• Разработка проектов на основе проектно-исследовательской деятельности;
• Консультации по составлению проектов, подбор необходимой методического материала.
Также успешна, проходила и проходит работа с детьми и родителями. Применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей познавательную и продуктивную деятельность детей и лучше им узнать внутренний мир своего ребенка. Таким образом, взрослые и дети становятся ближе друг к другу. Алгоритм построения проекта таков : указывается -
• Вид проекта : исследовательски, нормативные, и т. д.
Тип проекта : творческий, познавательный, информационный, познавательно-игровой и т. д.
Участники проекта (возрастная группа)
По продолжительности проекты бываю краткосрочными и долгосрочными.
• В своей работе с детьми дошкольного возраста, практикую различные виды проектов вот некоторые из них, это краткосрочные проекты.
• Исследовательские ( например: «Космос – далекий и близкий», «Почему собаки кусаются?», «Откуда хлеб пришёл?»).
• Творческие: ( например: «Кормушка для птиц», «Зимние забавы», «Осень золото роняет»).
• Нормативные: ( например: «Радуга поведения», «Правила пользования ножницами», «Дружная семейка», «Моя семья»).
Также в своей работе используем долгосрочные проекты, над которым работают педагоги всего учреждения при этом привлекая к сотрудничеству родителей, а именно:
«Использование здоровьесберегающих технологий и нестандартного оборудования при проведении организованной деятельности с детьми»;
Долгосрочный проект «Роль национальных подвижных игр в улучшении и укреплении здоровья дошкольников»;
Проекты из серии «Мы, здоровыми растем»;
Творческий долгосрочный проект «У похода есть начало, но конца походу нет»;
Экологический долгосрочный проект -
«Сбережём планету вместе»;
Проекты, посвящённые нравственно –патриотическому воспитанию - День победы!
Творчески – игровые проекты - «Умелые руки»;
«Юный модельер»; Учёный-исследователь;
Исследовательский проект – «Волшебная вселенная» ;
Профориентационный проект «Все профессии важны».
Долгосрочные проекты
«Использование здоровьесберегающих технологий и нестандартного оборудования при проведении организованной деятельности с детьми».
«Роль национальных подвижных игр в улучшении и укреплении здоровья дошкольников»
Проекты из серии «Мы, здоровыми растем»
Творческий долгосрочный проект «У похода есть начало, но конца походу нет».
Экологический долгосрочный проект «Сбережём планету вместе».
Проекты посвящённые нравственно – патриотическому воспитанию посвященные Дню победы!
Творчески – игровые проекты - «Умелые руки»
Консультативные практикумы по обучению педагогов
"Не бойся, Земля, ты в надёжных руках. Прекрасным цветком зацветёшь ты в веках!»
Реализация долгосрочного проекта –
«Путешествие в мир профессий»- через организацию различных видов деятельности детей и взрослых. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о разных профессиях.
Формирование обобщенных представлений
о значимости труда людей
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Речевое развитие.
Физическое развитие.
Формы работы с детьми, в рамках реализации проекта :
Сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности.
Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы).
Рассматривание иллюстрации, картин о профессиях.
Художественно-творческая (продуктивная) деятельность.
Экскурсии (внутри учреждения) «Все работы хороши!», по знакомству детей с профессиями.
Наблюдения за трудом взрослых обеспечит наибольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности.
Образовательная деятельность с детьми (с использовании ИКТ).
Беседы с детьми по профориентации.
Алгоритм ознакомления с профессией
Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества
В заключении хотелось бы отметить, что проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. За время реализации проекта, мы добились определенных результатов: дети делали сообщения по теме проектной деятельности, выдавал познавательную информацию, какую накопили, высказывали свои мысли, идеи. Дети учились слушать друг друга и оценивать свою работу. Участвуя в такой деятельности, ребенок имеет возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства.
Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя,как самое великое и утешительное чудо природы.