Татьяна Филякина
Проект «Воспитание у детей интереса к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат школьники не любят и не хотят читать. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Публикация «Проект „Воспитание у детей интереса к художественной литературе“» размещена в разделах
Книга же напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».
Данный проект разработан в соответствии с ФГОС ДО и направлен на развитие у детей интереса и любви к книге. В ходе этого проекта дети познакомятся с историей происхождения и изготовления книги, научатся различать жанры литературных произведений и понимать их специфические особенности, будут выражать свое отношение к содержанию текста, персонажам и их поступкам, у детей сформируются навыки правильного обращения с книгой.
Основополагающий вопрос. Для чего нам нужны книги?
Проблемные вопросы.
1. Почему говорят, что книги наши друзья?
2. Откуда берутся книги сказок, рассказов, стихов?
3. Как нужно относиться к книгам?
Цель проекта : Формирование устойчивого интереса к литературе как виду искусства
Задачи проекта
1. Познакомить детей с историей создания книги;
2. Вызвать интерес и любовь к книге как источнику знаний;
3. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах, их специфических особенностях;
4. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать звучность, ритмичность сказок, рассказов, стихов;
5. Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму: определять основных героев, на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним;
6. Воспитывать бережное отношение к книгам.
План реализации проекта
Подготовительный этап
1. Разработка конспектов занятий
2. Создание книжного уголка
3. Экскурсия в библиотеку
4. Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома
Основной этап
1. Занятия по ознакомлению с худ. литературой
2. Выпуск книжки-самоделки Воспитатель
3. Оформление стенда «Ребенок и книга»
4. Выставка «Иллюстрация к моей любимой книжке»
5. Игра-викторина «Волшебный мир книги»
6. Чтение худ. литературы Воспитатель Ежедневно
Заключительный этап
1. Выставка разножанровой детской литературы
2. Подбор советов и рекомендаций для родителей на тему «Как организовать семейное чтение»
3. Круглый стол «Чтение начинается с колыбели»
Результаты проекта
Дети получили представление о том, что было до появления книги, познакомились с историей происхождения и создания книги, узнали, какую огромную ценность имеют книги для познания окружающего мира, стали делиться о прочитанном друг с другом, высказывать свои суждения, у них вырос уровень речевого развития, дети научились выделять главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, стали бережнее относиться к книгам.
Перспектива проекта
Продолжать расширять и уточнять представления детей о книгах, знакомить с новыми литературными произведениями, писателями, поэтами, прививать навыки читательской культуры, расширять представления родителей о роли книги в воспитании детей.
Литература
«Знакомим дошкольников с художественной литературой», О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, М. 1999г.
«Пришли мне чтения доброго», З. А. Гриценко, М. 2005г.
«Учимся читать художественную литературу», О. А. Иванова, М. 2005г.
«Первые книги ребенка», З. А. Гриценко, М. 2005г.
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками», С. Д. Томилова, М. 2006г.