Надежда Слива
Проект «Метеостанция в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Метеостанция в детском саду
IХ ОТКРЫТЫЙ КРАСНОДАРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ «НОВЫЕ ИДЕИ — НОВОЙ ШКОЛЕ»
Направление инновационной деятельности:
«Инновационный образовательный проект»
Тема проекта : «Метеостанция в детском саду»
Образовательное учреждение:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
Публикация «Проект „Метеостанция в детском саду“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Детский сад комбинированного вида № 108»
Авторы проекта : Слива Н. В., воспитатель
Клепцова Н. Э., воспитатель
«Метеостанция в детском саду»
Актуальность. Сегодня проблема экологического воспитания вышла на первый план. Причина – неправильная, безграмотная деятельность человека, с точки зрения экологии, ведущая к нарушению экологического равновесия. Ухудшение экологии и потребительское отношение к природе требует формирование основ экологической культуры, развитие восприятия природы как ценности, развитие положительных чувств и эмоций по отношению к природе, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту и сохранение природных ресурсов. Поэтому на сегодняшний день экологическое воспитание дошкольников все больше приобретает актуальность. Учитывая тот факт, что период дошкольного детства - это период интенсивного развития, начало становления личности, то именно в этот период формируются основы экологического мышления, сознания и экологической культуры. Современным детям все меньше предоставляется возможность общения с природой. И если такая возможность предоставляется, то это знакомство с объектами ближайшего окружения: деревья, трава, птицы, насекомые. Так как исследовательская деятельность играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников, то изучать природные объекты можно в процессе проектно-исследовательской деятельности, организованной в природных условиях, в ходе которой дошколята получают конкретные познавательные навыки: наблюдать, рассуждать, планировать, прогнозировать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.
Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательно-исследовательской деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство со стороны педагога.
Сухомлинский В. А. считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах Горошенко В. П., Николаевой С. Н., Ясвина В. А.
Сегодня существует большое количество новых форм и методов заинтересовать детей и представить природу, как удивительный мир увлекательных открытий и приключений, поддержать инициативу, помочь детям в их наблюдениях и экспериментах.
Одним из важнейших условий реализации задачи по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, как группы, так и участка. Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда предоставляет возможность интересного познавательного общения в совместной деятельности детей и взрослых, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников.
Проблема. Анализ существующих теоретических исследований и практического их применения, позволил выявить ряд противоречий, которые обуславливают актуальность и послужили основанием для разработки проекта :
- между необходимостью формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий, предполагающих взаимодействие с природой через использование новых технологий образования;
- между педагогами и родителями, не имеющих единых механизмов взаимодействия по вопросам развития экологической культуры дошкольников.
При проведении анкетирования родителей для выявления наиболее приемлемых эффективных форм и методов работы, стало понятно, что одной из таких форм является грамотно организованная экологическая развивающая предметно-пространственная среда. Именно такая развивающая среда, которая даст возможность интересного познавательного общения в совместной деятельности педагогов, детей и родителей, обеспечит игровую, исследовательскую и творческую активность всех участников образовательного процесса, тем самым, качественно реализуя образовательный потенциал пространства ДОО.
Как показала практика один из наиболее эффективных элементов экологической развивающей среды – это метеостанция, которая предоставляет детям возможность следить за изменениями погоды, сезонными явлениями, научиться пользоваться специальными приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды и обрабатывать результаты.
Идея создать метеостанцию на территории детского сада, которая поможет педагогам не только в теории рассказать об изменениях погоды, но и продемонстрировать на практике, а у детей возрастет активность и интерес к наблюдениям, создаст яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.
Новизна проекта : организация метеостанции с целью создания необходимых условий для практической организации наблюдений за погодными изменениями и проведения экспериментально-исследовательской деятельности с использованием измерительных приборов.
Цель: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через создание «Метеостанции», которая позволит расширить знания детей о значении погоды в окружающем мире.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
- изучение и анализ научно-методической литературы и материалов сети Internet по данной проблеме;
- создание «Метеостанции»;
- формирование навыка работать с «Метеостанцией;
- приобщение детей к народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей по формированию экологической культуры у дошкольников;
- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по формированию экологической культуры у детей посредством экологических детско-родительских проектов.
Для организации проектной деятельности использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы и материалов сети Internet по данной проблеме;
- целенаправленные наблюдения;
- индивидуальные беседы с детьми, родителями;
- анкетирование;
- интервьюирование;
- организация экологических детско-родительских проектов;
- анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта.
Механизмы реализации
Для успешной реализации проекта определены пути воздействия на формирование основ экологической культуры у дошкольников, повышение экологически правильного грамотного поведения в природе.
Инновационный проект реализовывался в течение одного года и включал в себя следующие этапы:
I этап - подготовительно-информационный
(сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.)
• изучение научно-методической литературы по теме проекта;
• анкетирование родителей для выявления потребности и степени их готовности участвовать в проекте;
• разработка локальных актов, методических материалов для реализации проекта;
• материально-техническое обеспечение проекта : приобретение (изготовление) необходимого оборудования для «Метеостанции».
II этап – практический (январь 2018 г. – сентябрь 2018 г.)
• организация работы на «Метеостанции»;
• педагогическая поддержка родителей (консультации, беседы, практикумы, тематические встречи);
• совместная деятельность детей и родителей (экологические детско-родительские проекты, презентации, досуги, выставки, экологические квесты) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в познавательно-исследовательскую деятельность по направлению экологического воспитания.
III этап – заключительно – аналитический
(октябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.)
• обобщение, осмысление и систематизация результатов проекта;
• итоговый мониторинг эффективности использования «Метеостанции»;
• обобщение и распространение опыта исследовательской деятельности;
• трансляция опыта в сети интернет через сайты педагогических сообществ и сайт ДОО.
Виды и формы контроля:
- текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений;
- итоговый контроль по темам проходит в виде презентаций экологических детско-родительских проектов;
- итоговый контроль в конце года проходит в виде экологического квеста.
Планируемые результаты
1. Дети старшего дошкольного возраста владеют базовыми знаниями экологической культуры и грамотным поведением в природе.
2. Социальные эффекты:
- выраженная активность родителей в совместной с детьми познавательно-исследовательской деятельности;
- дети и родители являются активными участниками экологических акций, проектов;
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
3. В результате реализации проекта ожидается получить следующие продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольных образовательных организаций:
- презентация (фотоотчет) о функционировании «Метеостанции»;
- методические материалы (методическое пособие, методические рекомендации по эксплуатации «Метеостанции», подборка материалов для консультативно-просветительской работы с родителями, цикл экологических досугов и квестов).
Социальная значимость проекта
Таким образом, данный проект по организации «Метеостанции» и активного включения родителей в совместную с детьми познавательно-исследовательскую деятельность сделал более интересными традиционные наблюдения за погодой, значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и сформировались практические навыки их использования. У детей старшего дошкольного возраста сформировались исследовательские навыки, умение анализировать, обобщать. Все это свидетельствует о том, что проект был полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы, а значит, может быть рекомендован для использования педагогами других дошкольных образовательных организаций.
Список использованной литературы
1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке
детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с. 76.
2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании
дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения. – 2009. - №5 – с. 19-21
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных
учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в
экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.
№6. – с. 54-57
5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :
Детство – пресс, 2003.
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/05/28/razvitie-ekologicheskoy-kultury-u-doshkolnikov
7. https://www.maam.ru/detskijsad/aktualnost-yekologicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html