Лучший педагог года

Проект «Метеостанция в детском саду»

Надежда Слива
Проект «Метеостанция в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Метеостанция в детском саду

IХ ОТКРЫТЫЙ КРАСНОДАРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ «НОВЫЕ ИДЕИ — НОВОЙ ШКОЛЕ»

Направление инновационной деятельности:

«Инновационный образовательный проект»

Тема проекта : «Метеостанция в детском саду»

Образовательное учреждение:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

Публикация «Проект „Метеостанция в детском саду“» размещена в разделах

«Детский сад комбинированного вида № 108»

Авторы проекта : Слива Н. В., воспитатель

Клепцова Н. Э., воспитатель

«Метеостанция в детском саду»

Актуальность. Сегодня проблема экологического воспитания вышла на первый план. Причина – неправильная, безграмотная деятельность человека, с точки зрения экологии, ведущая к нарушению экологического равновесия. Ухудшение экологии и потребительское отношение к природе требует формирование основ экологической культуры, развитие восприятия природы как ценности, развитие положительных чувств и эмоций по отношению к природе, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту и сохранение природных ресурсов. Поэтому на сегодняшний день экологическое воспитание дошкольников все больше приобретает актуальность. Учитывая тот факт, что период дошкольного детства - это период интенсивного развития, начало становления личности, то именно в этот период формируются основы экологического мышления, сознания и экологической культуры. Современным детям все меньше предоставляется возможность общения с природой. И если такая возможность предоставляется, то это знакомство с объектами ближайшего окружения: деревья, трава, птицы, насекомые. Так как исследовательская деятельность играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников, то изучать природные объекты можно в процессе проектно-исследовательской деятельности, организованной в природных условиях, в ходе которой дошколята получают конкретные познавательные навыки: наблюдать, рассуждать, планировать, прогнозировать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.

Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательно-исследовательской деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство со стороны педагога.

Сухомлинский В. А. считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах Горошенко В. П., Николаевой С. Н., Ясвина В. А.

Сегодня существует большое количество новых форм и методов заинтересовать детей и представить природу, как удивительный мир увлекательных открытий и приключений, поддержать инициативу, помочь детям в их наблюдениях и экспериментах.

Одним из важнейших условий реализации задачи по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, как группы, так и участка. Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда предоставляет возможность интересного познавательного общения в совместной деятельности детей и взрослых, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников.

Проблема. Анализ существующих теоретических исследований и практического их применения, позволил выявить ряд противоречий, которые обуславливают актуальность и послужили основанием для разработки проекта :

- между необходимостью формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий, предполагающих взаимодействие с природой через использование новых технологий образования;

- между педагогами и родителями, не имеющих единых механизмов взаимодействия по вопросам развития экологической культуры дошкольников.

При проведении анкетирования родителей для выявления наиболее приемлемых эффективных форм и методов работы, стало понятно, что одной из таких форм является грамотно организованная экологическая развивающая предметно-пространственная среда. Именно такая развивающая среда, которая даст возможность интересного познавательного общения в совместной деятельности педагогов, детей и родителей, обеспечит игровую, исследовательскую и творческую активность всех участников образовательного процесса, тем самым, качественно реализуя образовательный потенциал пространства ДОО.

Как показала практика один из наиболее эффективных элементов экологической развивающей среды – это метеостанция, которая предоставляет детям возможность следить за изменениями погоды, сезонными явлениями, научиться пользоваться специальными приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды и обрабатывать результаты.

Идея создать метеостанцию на территории детского сада, которая поможет педагогам не только в теории рассказать об изменениях погоды, но и продемонстрировать на практике, а у детей возрастет активность и интерес к наблюдениям, создаст яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.

Новизна проекта : организация метеостанции с целью создания необходимых условий для практической организации наблюдений за погодными изменениями и проведения экспериментально-исследовательской деятельности с использованием измерительных приборов.

Цель: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через создание «Метеостанции», которая позволит расширить знания детей о значении погоды в окружающем мире.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

- изучение и анализ научно-методической литературы и материалов сети Internet по данной проблеме;

- создание «Метеостанции»;

- формирование навыка работать с «Метеостанцией;

- приобщение детей к народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей по формированию экологической культуры у дошкольников;

- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по формированию экологической культуры у детей посредством экологических детско-родительских проектов.

Для организации проектной деятельности использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ научно-методической литературы и материалов сети Internet по данной проблеме;

- целенаправленные наблюдения;

- индивидуальные беседы с детьми, родителями;

- анкетирование;

- интервьюирование;

- организация экологических детско-родительских проектов;

- анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта.

Механизмы реализации

Для успешной реализации проекта определены пути воздействия на формирование основ экологической культуры у дошкольников, повышение экологически правильного грамотного поведения в природе.

Инновационный проект реализовывался в течение одного года и включал в себя следующие этапы:

I этап - подготовительно-информационный

(сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.)

• изучение научно-методической литературы по теме проекта;

• анкетирование родителей для выявления потребности и степени их готовности участвовать в проекте;

• разработка локальных актов, методических материалов для реализации проекта;

• материально-техническое обеспечение проекта : приобретение (изготовление) необходимого оборудования для «Метеостанции».

II этап – практический (январь 2018 г. – сентябрь 2018 г.)

• организация работы на «Метеостанции»;

• педагогическая поддержка родителей (консультации, беседы, практикумы, тематические встречи);

• совместная деятельность детей и родителей (экологические детско-родительские проекты, презентации, досуги, выставки, экологические квесты) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в познавательно-исследовательскую деятельность по направлению экологического воспитания.

III этап – заключительно – аналитический

(октябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.)

• обобщение, осмысление и систематизация результатов проекта;

• итоговый мониторинг эффективности использования «Метеостанции»;

• обобщение и распространение опыта исследовательской деятельности;

• трансляция опыта в сети интернет через сайты педагогических сообществ и сайт ДОО.

Виды и формы контроля:

- текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений;

- итоговый контроль по темам проходит в виде презентаций экологических детско-родительских проектов;

- итоговый контроль в конце года проходит в виде экологического квеста.

Планируемые результаты

1. Дети старшего дошкольного возраста владеют базовыми знаниями экологической культуры и грамотным поведением в природе.

2. Социальные эффекты:

- выраженная активность родителей в совместной с детьми познавательно-исследовательской деятельности;

- дети и родители являются активными участниками экологических акций, проектов;

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

3. В результате реализации проекта ожидается получить следующие продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольных образовательных организаций:

- презентация (фотоотчет) о функционировании «Метеостанции»;

- методические материалы (методическое пособие, методические рекомендации по эксплуатации «Метеостанции», подборка материалов для консультативно-просветительской работы с родителями, цикл экологических досугов и квестов).

Социальная значимость проекта

Таким образом, данный проект по организации «Метеостанции» и активного включения родителей в совместную с детьми познавательно-исследовательскую деятельность сделал более интересными традиционные наблюдения за погодой, значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и сформировались практические навыки их использования. У детей старшего дошкольного возраста сформировались исследовательские навыки, умение анализировать, обобщать. Все это свидетельствует о том, что проект был полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы, а значит, может быть рекомендован для использования педагогами других дошкольных образовательных организаций.

Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с. 76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с. 19-21

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

№6. – с. 54-57

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство – пресс, 2003.

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/05/28/razvitie-ekologicheskoy-kultury-u-doshkolnikov

7. https://www.maam.ru/detskijsad/aktualnost-yekologicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Метеостанция в детском садуМетеостанция в детском саду Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается.

Проект «Метеостанция в детском саду»Проект «Метеостанция в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Березка» города Пролетарска ПРОЕКТ МЕТЕОСТАНЦИЯ В.

Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция»Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция» Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция» Подготовил: Воспитатель Ошаровская О. В. Актуальность: Современный дошкольник.

Проект «Метеостанция в ДОУ»Проект «Метеостанция в ДОУ» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №20, ст. Голубицкая, Краснодарского края. Проект " Юные метеорологи".

Проект «Мини-огород в детском саду»Проект «Мини-огород в детском саду» «Мини – огород в детском саду» Старшая группа Кустова Светлана Геннадьевна Маслакова Валентина Александровна 2018 - 2019 учебный год Направления:.

Проект «Метеостанция в детском саду»Проект «Метеостанция в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Березка» города Пролетарска ПРОЕКТ МЕТЕОСТАНЦИЯ В.

Проект «Осень в детском саду» ТИП ПРОЕКТА: творческий, групповой. ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный( 04.09.18 -04.11.18.) Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный.

Проект «Подвижные игры в детском саду»Проект «Подвижные игры в детском саду» МАДОУ Аксиньинский д/с общеразвивающего вида «Василёк» ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ» Инструктор по физической культуре.

Проект «Сказка в детском саду» Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в развитии игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей.

Экологический проект в детском садуЭкологический проект в детском саду Природа - наш дом, сохраним её чистой» Так назывался экологический проект, который стартовал в июне месяце в нашем детском саду. Не смотря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Метеостанция в детском саду»
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 20:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Метеостанция в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Слива в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД