Елена Колесник
Конспект логопедического занятия по теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
2. Образование относительных прилагательных
3. Образование слов сложной слоговой структуры.
4. Практическое употребление существительных Р. п.
5. Практическое употребление предлогов (в, на, под, около, перед, за.)
6. Развитие фонематического слуха, мышления, мелкой моторики, координации движений, диалогической речи.
Оборудование: мяч, разрезные картинки, схема для образования слов сложной слоговой структуры, мешок с посудой, предметы посуды.
Методика проведения КРД.
Публикация «Конспект логопедического занятия по теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Орг. момент.
Логопед: Ребята, вы помните сказку К. И. Чуковского «Федорино горе»
Дети: Да.
Логопед: Кто главный герой сказки?
Дети: Бабушка Федора.
Логопед: Какое горе случилось у неё?
Дети: От неё сбежала вся посуда.
Логопед: Скажите, почему от неё сбежала посуда?
Дети: Федора не ухаживала за ней, не чистила, не мыла …
Логопед: Какие чувства она испытала, когда от неё сбежала посуда?
Дети: Чувства огорчения, печали, обиды, растерянности, грусти.
Логопед: Покажите Федору c чувством грусти.
Логопед: А какой вы хотели бы видеть меня на занятии?
Дети: Радостную, весёлую, счастливую…
Логопед: Давайте улыбнёмся и подарим хорошее настроение друг другу
Дети улыбаются и дружески обнимаются.
2. Постановка цели.
Логопед: Сегодня в д. с. пришло письмо от бабушки Федоры. Послушайте, я его зачитаю. «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. Спасибо»
Логопед: Вы согласны помочь, Федоре?
Дети: Да
3. Основная часть.
Игра «Эрудит»
Цель: Выявить знания детей о предметах посуды и её назначении.
Логопед: Прежде, чем начать помогать Федоре, вам необходимо показать свои знания.
Логопед: Какую посуду используют для приготовления пищи и напитков? (кастрюли, сковороды, формы для выпечки, заварочные чайники, кофеварки)
Логопед: Какую посуду используют в момент приёма пищи? (тарелки мелкие, тарелки глубокие, миски, блюда круглые, овальные, селёдочницы, салатники, вазы для бульонов.)
Логопед: Что мы применяем для питья и размещения напитков? (чашки, бокалы, кружки, стаканы, фужеры, графины, кувшины, бутылки, термосы.)
Логопед: Что относят к столовым приборам? (ложки, вилки, ножи)
Назовите чайную и кофейную посуду (чайные чашки с блюдцами, стаканы, пиалы, чайники заварные, кофейники, блюдца для варенья, сливочники, сухарницы, конфетницы)
Логопед: Из каких материалов производят посуду (пластмассы, металла, керамики, фаянса, глины, стекла, дерева)
Дети отвечают на вопросы и садятся за столы.
Логопед: Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. В какую игру мы играли? («Эрудит»)
Логопед: Поиграем в игру «Назови слово, сказанное правильно».
Игра «Назови слово, сказанное правильно».
Цель: Развивать слуховое внимание детей.
Логопед: Если услышите правильное название предмета посуды, хлопните в ладоши.
Шкакру, какруш, кружка; стрюкаля, лястрюка, рюкастля, кастрюля; расковода, дакорасво, сковорода, вадоскоро; релката, тарелка, карелта, тарелка; шокгор, горшок, кошрог.
Логопед: Вижу, вы готовы к оказанию помощи Федоре.
Пальчиковая гимнастика.
Цель: Развитие мелкой моторики.
Логопед: Давайте расскажем, как будем помогать Федоре.
1 2 3 4 5- будем Федоре мы помогать.
Чашку подклеим, тарелку натрём,
Сковородку почистим, кастрюлю вернём,
Вымоем ей горшок для жаркого,
Будет Федора довольна надолго.
Выставляются картинки на наборном полотне.
Игра «Собери картинку»
Цель: Формирование целостного восприятия предмета.
Логопед: Ребята эти предметы посуды Федора разбила. Вам необходимо из частей собрать целый предмет.
Самостоятельная работа детей.
Игра «Назови детали»
Цель: Обогащать словарь детей существительными по теме.
Логопед: Назовите детали посуды, из которых вы собрали предмет.
Дети: Донышко, носик, ручка, крышка, стенки (заварной чайник); ручки, стенки, ножку (горшок глиняный); донышко, стенки, края, (тарелка); стенки, донышко, ручка (чашка);ручка, стенки, дно (сковорода); крышка, дно, стенки, ручки (кастрюля)
Игра «Назови ласково»
Цель: Упражняться в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
Логопед: Ребята, назовите свой предмет посуды ласково.
Дети: Чайничек, тарелочка, чашечка, сковородочка, кастрюлька, горшочек.
Логопед: Молодцы ребята, что мы делали? (мы собирали предмет из частей)
Логопед: Ребята, Федора не знала правильное название предметов посуды, и на это посуда тоже обиделась.
Игра: «Образуй слова»
Цель: Учить образовывать сущ. сложной слоговой структуры.
Логопед: Образуйте предмет посуды от названия продуктов. (Вывешивается схема – модель образования сущ. сложной слоговой структуры)
Дети: Молоко-молочник, хлеб-хлебница, конфеты - конфетница, сахар-сахарница, чай-чайник, фрукты – фруктовница, сухарь- сухарница.
Логопед: Молодцы, я думаю, и эта посуда вернётся к Федоре.
Игра «Поставь предмет на своё место»
Цель: Учить детей соотносить цвет, форму и размер.
4. Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник (надули живот, одна рука на поясе, другую изогнули – носик)
Вот фарфоровые чашки (присели, руки на пояс)
Очень крупные бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни,разобьются.
Вот серебряные ложки (потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Игра «Какой, какая?»
Цель: Образование относительных прилагательных.
Логопед: Я тоже помогла Федоре, и помыла посуду. Узнайте предмет посуды, и скажите, какая она. Например: это тарелка, она пластмассовая.
Это кастрюля, она металлическая, это тарелка, она керамическая, это чайник, он фарфоровый, это чашка, она фаянсовая, это конфетница, она стеклянная, это сахарница, она пластмассовая.
Дети по одному играют и садятся на свои места.
Игра «Для чего нужна посуда»
Цель: Практическое употребление сущ. Р. п.
Логопед: Посмотрите на посуду и скажите из чего наливают суп? (суп наливают из кастрюли, из чего едят суп? (суп едят из тарелки, из чего наливают чай? (чай наливают из чайника, из чего пьют чай? (чай пьют из чашки, из чего берут конфеты? (конфеты берут из конфетницы, из чего кладут сахар в чашку? (сахар в чашку кладут из сахарницы).
Дети отвечают и садятся на свои места.
Игра «Расставь посуду»
Цель: Практическое употребление предлогов перед, за, на, под, в, около, из.
Логопед: Ребята, давайте накроем стол для Федоры.
Логопед шепчет на ушко ребёнку: «Поставь заварной чайник на стол». Что сделал Саша?
Ребёнок: «Саша поставил заварной чайник на стол»
Логопед: Женя, поставь чашку перед заварным чайником. Что сделала Женя?
Ребёнок: Женя поставила чашку перед заварным чайником.
Логопед: Поставь сахарницу за заварным чайником. Что сделал Слава?
Ребёнок: Слава поставил сахарницу за чайником
Логопед: Положи ложечку около чашки. Что сделала Ксюша?
Ребёнок: Ксюша положила ложечку около чашки.
Логопед: Поставь конфетницу около чайника. Что сделал Серёжа?
Ребёнок: Сережа поставил конфетницу около чайника.
Логопед: Поставь блюдце под чашку. Что сделал Борислав?
Ребёнок: Борислав поставил блюдце под чашку.
Логопед: Положи конфеты в конфетницу. Что сделала Настя?
Ребёнок: Настя положила конфеты в конфетницу.
Логопед: Откуда она достала конфеты? (из пакета)
Логопед: Молодцы ребята, вы очень помогли Федоре и т. д.
Итог КРД.
Игра «Чем мы занимались?»
Цель: Развитие диалогической речи.
Логопед: Ребята подведите самостоятельно итог занятия.
Оценка детей во время КРД.
Логопед: Ребята, сегодня все были очень внимательны, выполняли правильно все задания, охотно играли в игры.