Екатерина Баландина
Конспект экспериментальной деятельности «Поможем воде стать чистой» в рамках тематической недели «Безопасность и здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе
Воспитатель 1 кв. кат. Баландина Е. В.
МБДОУ ДСОРВ «Рябинушка»
Тема : "Поможем воде стать чистой" (в рамках тематической недели «Безопасность и здоровье»)
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе выявления и проверки различных способов очистки воды (выявить, с помощью каких фильтров можно очистить воду.)
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности „Поможем воде стать чистой“ в рамках тематической недели „Безопасность и здоровье“» размещена в разделах
- Безопасность на воде. Правила поведения на водоемах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Чистая вода. Экология воды
- Темочки
Задачи:
1. Обеспечить условия для развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
2. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
3. Обеспечить условие для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
4. Создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие);
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие)
6. Создать условия для обогащения словаря (речевое развитие).
Организация детских видов деятельности :
Общение ребенка с взрослым;
Общение ребенка со сверстниками;
Исследовательская деятельность (исследовательская практика);
Двигательная деятельность.
Предварительная работа: Беседы о воде, ( где находится: как человек использует ее); чтение и рассматривание картинок «Кто живет в воде?», «Что растет в воде?» (статьи из детской энциклопедии); разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»; чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», свободное экспериментирование, закрепление правил работы с водой.
. Материал для занятия: - Вода в тазике с различным мусором (кусочки бумаги, деревянная стружка, фантики от конфет и т. д.) емкости для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, тряпочки, клеёнки,
- Фильтры: марлевые, матерчатые, ватные, бумажные сложенные в несколько слоев, на каждом есть обозначение цифрой.
- Простые карандаши, бумага.
Пояснительная записка
Тема : "Поможем воде стать чистой" (в рамках тематической недели «Безопасность и здоровье»)
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе поисково-познавательной деятельности с водой
Задачи:
1. Обеспечить условия для развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
2. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие)
3. Обеспечить условие для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие);
4. Создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие);
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
6. Создать условия для обогащения словаря (речевое развитие).
Возрастная группа: 5-6лет.
Метод проведения:
1. Эвристический метод (частично поисковый) проблемная задача делится на части проблемы, в решении которой принимают участие дети;
2. Поисково-исследовательский метод (исследовательская практика) – дети сами находят пути решения проблемы и решают ее самостоятельно;
3. Восприятие образовательного материала, осознание проблемы и последующих действий, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание, озвучивание.
Формой организации совместной деятельности взрослого с детьми : выступает мотив помочь жителям Цветочного города.
Условия проведения:
Помещение групповой комнаты.
Вода в тазике с различным мусором (кусочки бумаги, деревянная стружка, фантики от конфет и т. д.) емкости для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, тряпочки, клеёнки,
- Фильтры: марлевые, матерчатые, ватные, бумажные сложенные в несколько слоев, на каждом есть обозначение цифрой, простые карандаши, бумага.
Методические советы по предварительной работе:
Беседы о воде, ( где находится: как человек использует ее); чтение и рассматривание картинок «Кто живет в воде?», «Что растет в воде?» (статьи из детской энциклопедии); разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»
Чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», Экологический сказки.
Свободное экспериментирование, закрепление правил работы с водой.
- Ход организованной образовательной деятельности
Ребята заходят в группу, приветствуют гостей и видят на столе письмо.
Воспитатель: Дети как вы думаете, кто мог прислать нам это письмо?
Дети: (рассматривают знакомую иллюстрацию из знакомой книги на конверте)
- От Малышей-Коротышей из Цветочного города.
Воспитатель: (берет конверт, спрашивая у детей)
- Прочитаем что там?
Дети: Да! Прочитайте, мы хотим знать, что там написано.
Воспитатель читает текст письма:
"Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать".
Воспитатель: Вот это случай, как же мы можем помочь малышам-коротышам?
Дети: (внимательно выслушав текст, высказывают свои предположения)
- Можно отремонтировать водопровод.
- Привезти чистой воды.
- Попробовать самим очистить воду.
Воспитатель:
- Ребята, а почему вода в реке стала грязная?
Дети: Потому что в речку бросали всякий мусор, палочки, бумажки, бутылочки, фантики.
Воспитатель: С помощью чего мы можем очистить воду из реки? Что нам для этого нужно?
Дети: фильтры, у нас ведь есть всякие фильтры, они в уголке у нас стоят.
Воспитатель: Да, у нас есть различные фильтры, какие?
Дети: ватные, из марли, материала и бумажные.
Воспитатель: Несите все что вам нужно для очистки воды.
Дети несут все коробочки с условными обозначениями.
Воспитатель: Ребята как же мы распределим между собой работу?
Дети говорят: Можно взять, что тебе надо и, пойти за стол и все.
Воспитатель: Но ведь мы не будем знать порядка, что зачем надо делать,
А нам поможет схема (показ общей схемы)
Дети говорят, что зачем надо делать «читая» задание на схеме.
- взять, клеенку, фильтр, два сосуда, один из них полный, очистить воду, затем рассказать, что получилось, и убрать рабочее место.
Они самостоятельно берут все необходимое для очистки воды : ёмкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки и клеёнки, уточняют (по схеме) последовательность выполнения работы и приступают к очистке.
Воспитатель наблюдает, направляет вопросами к действиям, советует, если ребенок затрудняется или нерешителен. (Физминутку провести по усмотрению воспитателя, если потребуется в данной ситуации)
Физминутка
Воспитатель: Давайте покажем, что речка в Цветочном городе у каратышек очень широка! (показ руками)
Речка очень глубока! (показ приседая)
Рыбки там живут, друзья, (показ руки складывают лодочкой делают движения плывущей рыбки)
А вот воду пить нельзя!
(разводят руки в стороны, приподняв плечики)
Воспитатель обращает внимание на столы: дети, а вода стала чистая, посмотрите!
Дети делают вывод, что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. (идут, показывают, общаются между собой)
Воспитатель: Можно ли ее пить? Что надо делать?
Дети: Надо кипятить!
Воспитатель: Ребята, что мы можем посоветовать малышам-каратышам?
Дети: воду можно очищать с помощью марлевых, матерчатых, ватных фильтров, сложенных в несколько слоев, и использовать для стирки белья, уборки помещений, как мы очистили. Пусть и они очистят!
Воспитатель: А как узнают жители цветочного города, что мы им можем помочь?
Дети: Можно рассказать Медунице, что у нас получилось.
Воспитатель: Но где нам ее встретить?
Дети: А можно написать письмо.
Воспитатель: Хорошо, кто из вас напишет?
Дети: Мы писать, еще не научились, можно нарисовать
Воспитатель: Давайте зарисуем процесс очистки воды и отправим малышам-коротышам в Цветочный городок.
Дети: Правда, давайте нарисуем, как мы придумали очистить воду!
Воспитатель: Где мы будем рисовать, ведь столы у нас не вытерты.
Дети берут салфетки и протирают столы.
Воспитатель, вместе с детьми рассматривают алгоритм проведения опытов, договариваются рисовать нужные условные обозначения.
(Дети берут бумагу, выбирают средства изображения фломастеры, карандаши) проходят за свои столы, начинают рисовать.
Воспитатель в это время берет чистый конверт, подписывает, подходит к детям. Дети зарисовывают схему очистки воды, складывают в конверт
Воспитатель говорит о том, что скоро пойдем на прогулку и отправим письмо в Цветочный городок. Воспитатель: Какое у вас настроение от проделанной работы и почему?
Дети: - Радостное, потому что я сам очистил воду.
- Гордое, потому что я помогла жителям Цветочного города.
- Мы рады, потому что помогли малышам-которышам.
Воспитатель: И я рада, что вы помогли жителям Цветочного города.