Светлана Ковальчук
Подвижные игры для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры для детей 2-3 лет
Подвижные игры – одно из важнейших средств всестороннего развития и воспитания дошкольников.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.
Публикация «Подвижные игры для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Подвижные игры, как и игры вообще, являются необходимой жизненной потребностью для маленьких детей. В них удовлетворяется естественное стремление растущего и развивающего организма к движению, решаются самые разнообразные воспитательные задачи. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности. В формировании разносторонне развитой личности ребёнка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка – он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле и т. д. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
На втором и третьем году жизни важно научить детей определённым приёмам выполнения основных движений (ползание на четвереньках, попеременно передвигая руки и ноги; бросании мяча двумя руками и одной рукой; ходьба, поднимая ноги как можно выше и т. д.). Не менее важно в этом возрасте и овладение совершенно новыми для ребёнка формами действий (перешагивание через довольно значительное препятствие, ходьба на носках, катание обруча, бег вокруг различных предметов и т. д., развитие определённой точности и чёткости при выполнении движений.
Детям третьего года жизни выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребёнок оживлённо и радостно упражняется в тех или иных движениях. Воспитатель предварительно объясняет и показывает, как следует проделывать то или иное движение, приучает детей пользоваться правильными и целесообразными в данном возрасте способами движений, иногда даёт указания и в процессе выполнения задания.
В подвижной игре в основном закрепляются выработанные ранее навыки движений, развивается быстрота и ловкость уже знакомых детям движений, умение выполнять эти движения в постоянно меняющейся игры обстановке.
Во время игр дети находятся в коллективе. Поэтому им необходимы элементарные умения ориентироваться (не наталкиваться на товарищей, находить своё место после бега и т. д., согласовывать свои движения с движениями других детей.
Совместные действия детей в коллективе создают условия для общих радостных переживаний, их активной деятельности. Это является важным условием общего развития маленького ребёнка. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Игра помогает маленькому ребёнку преодолевать робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнить то или иное движение на глазах у всех детей. В игре же, подражая действиям своих товарищей, ребёнок естественно и непринужденно выполняет самые разнообразные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка крылышками, и т. д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребёнка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер. Сюжеты подвижных игр очень многообразны, что позволяет детям закреплять свои знания об окружающем мире.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас детей.
Наиболее приемлемы в работе с малышами два вида подвижных игр – игровые упражнения и сюжетные игры с правилами. В процессе игровых упражнений воспитатель может предъявлять детям определённые требования относительно качества выполняемых движений. Это очень важно, так как в сюжетных подвижных играх с правилами отсутствует прямое обучение детей разнообразным двигательным умениям. Для достижения поставленной в игре задачи каждый ребёнок пользуется хорошо известными движениями, не обращая никакого внимания на то, как эти движения выполняются.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность; овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Литература
1. Аркин Е. Н. Дошкольный возраст. – М. ,1948.
2. Быкова А. И. Методика проведения подвижных игр в детском саду. М., 1955.
3. Нищеева Н. В. Картотеки подвижных игр. Издательство «Детство – Пресс», 2008. 4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. - М. ,2013.
5. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника»,2005.