Елизавета Чусовитина
Работа по самообразованию «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию по теме «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»
Тема самообразования : «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей».
Публикация «Работа по самообразованию „Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, аппликации и лепки является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Цели:
Обучающие:
- формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
Развивающие:
- развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования;
- развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации;
Воспитательные:
- воспитывать у детей аккуратность при выполнении творческих работ;
- воспитывать у детей усидчивость при выполнении работы.
Задачи:
- учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования, аппликации и умело его использовать;
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования и аппликации;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
- прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
- развивать творчество, фантазию;
- активизировать детей при выборе тематики;
- развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу;
- учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Предполагаемый результат : научить детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы.
Форма самообразования : индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :
- изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;
- проведение семинаров;
- проведение открытых мероприятий («Оранжевое настроение», «Спящий зимний лес», «Рябиновая веточка» и т. д.);
- разработка и реализация творческих проектов («Аппликация из ткани», «Нетрадиционные техники рисования»);
- открытое мероприятие для родителей (аппликация из ткани);
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию и аппликации важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Формы проведения
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.
По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету — одноцветная и многоцветная.
Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры) ; кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и многое другое.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации на плоскостных формах и изображениях обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети старшего возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.)
Занимаясь аппликацией с применением нетрадиционных материалов : яичной скорлупы, крупы, глины, ракушек, шерсти, ваты, макарон, нитей, и многих других. Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Итак, аппликация:
• Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
• Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
• Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы : ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
• Помогает выучить цвета и формы.
• Знакомит детей с понятием технология : чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
Практический выход: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках.
Форма отчета по проделанной работе : сообщение на педсовете, презентация по теме.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования и аппликации.