Елена Гавриш Гавриш
Консультация «Сказка как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка»
Забайкальский край г. Борзя
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА:
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель: Гавриш Е. В.
Проблема:
Публикация «Консультация „Сказка как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитие детей, в том числе на развитие речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни ребенка, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Актуальность:
На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно ставить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Цель:
Определить роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.
Задачи:
1. Образовательные: развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный запас; учить связно пересказывать небольшие сказки; учить воспитанников высказывать небольшие сказки; учить детей высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.
2. Воспитательные: прививать детям любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам; воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.
3. Развивающие : развивать у детей память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности детей старшего дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ НА 2018-2019 УЧ. ГОД
РАЗДЕЛ СРОКИ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ
(КОНСУЛЬТАЦИИ,НОД, ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ)
Изучение методической литературы Сентябрь-май 1. Постановка проблемы и определение актуальности выбранной темы самообразования.
2. Изучение методической литературы по теме самообразования; разработка методов работы по развитию речи сказкотерапией.
3. Сомоанализ по теме самообразования. Составление библиографии по теме самообразования.
Работа с детьми Октябрь Чтение русских народных сказок : «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Журавль и цапля».
Сказкотерапия : «Зайка-зазнайка».
Паномимический этюд: «Хвастовство».
Тренинг по сказкам :
«Листочек и ворона» Инсценировка сказок «Репка», «Колобок».
Ноябрь Тематические занятия: «Рисование сказочной страны», «Сказочное путешествие».
Настольно-печатные игры: «Угадай сказку», «Сказочные герои».
Сказкотерапия : «Зайка-зазнайка».
Пантомимический этюд: «Испуг»
Тренинг по сказкам : «Как лиса еже перехитрить хотела». Составление картотеки дидактических игр по теме самообразования.
Консультация для воспитателей : «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста».
Декабрь НОД:
«Вгостях у сказки».
Чтение и заучивание считалок, потешек.
Игры:
«Угадай движение»,
«Угадай по музыке».
Сказкотерапия :
«Волшебные слова».
Пантомимический этюд:
«Пробуждение».
Тренинг по сказкам :
«Снежная баба». Конкурс рисунков детей и родителей:
«Моя любимая сказка».
Памятка:
«Сказкотерапия».
Январь Беседы по сказкам :
«По щучьему веленью»,
«Три поросенка»,
«Пузырь, соломинка и лапоть».
Просмотр мультфильмов по сказкам.
Сказкотерапия :
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Пантомимическитй этюд:
«Усталость».
Тренинг по сказкам : «Горка» Пополнение предметно-развивающей среды в группе (дидактические игры).
Февраль Сказкотерапия :
«Непослушный Ваня».
Пантомимический этюд:
«Сон».
Игры: «Угадай по ритму», «Угадай по музыке».
Тренинг по сказкам :
«Качели».
Настольный театр по выбору детей. Составление картотеки театрализованных игр.
Март Сказкотерапия :
«Непослушный Ваня».
Пантомимический этюд: «Печаль».
Тренинг по сказкам : «Как сугроб в лесу зиму встречал».
Тематические занятия:
«Сказка в нарисованной стране», «Сказки на песке».
Настольно печатные игры: «Угадай сказку», «Сказочные герои». Составление картотеки русских народных сказок.
Пополнение детский библиотеки.
С/р - игра «Библиотека».
Апрель Чтение сказок зарубежных писателей:
Ш. Перро
Г. Х. Андерсен
Бр. Гримм.
Пантомимический этюд: «Страх».
Тренинг по сказкам :
«Как зима из леса не хотела уходить»,
«Лужа».
Рассказывание сказок по мнемотаблицам. Составление картотеки сказок зарубежных писателей.
НОД для воспитателей по развитию речи.
С/р - игра «Библиотека»
Май Беседа с детьми:
О любимых сказках и сказочных героях.
Рассказывание сказок по иллюстрациям, по мнемотаблицам, отгадывание загадок о сказочных героях.
Игры с разными видами театров (по выбору детей).
Тренинг по сказкам «Клумба». Викторина: «В гостях у сказки».
Отчет работы по теме самообразования.
Презентация.
Работа с родителями. Октябрь Консультация :
«Роль сказки в развитии детей». Папка-передвижка:
«Сказка для ребенка».
Ноябрь Познакомить с методическим пособием Т. А. Куликовская «Тренинги по сказкам по формированию связной речи детей» Составление для родителей списка русских скакзочников.
Декабрь Консультация :
«Роль фольклора в познавательном развитии детей».
Совместно с родителями заучивание потешек, считалок, песенок. Конкурс-выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Январь Информация по теме: «Сказкотерапия».
Пополнение предметно-развивающей среды (дидактические игры, костюмы, атрибуты костюмов, кукольный театр). Картотека дидактических игр.
Февраль Консультация :
«Театр в жизни ребенка».
Памятка:
«Сказкотерапия». Папка-передвижка
Март Анкета:
«Книги каких русских писателей-сказочников есть у вас дома?».
Подобрать мнемотаблицы по теме самообразования.
Апрель Беседа: «Что читать ребенку дома?»,
«Моя любима книга».
Пополнение предметно-развивающей среды
(кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр). Подобрать список литературы для родителей: «Читаем дома».
Май Рекомендации по использованию дидактических игр по теме «Сказки». Фото выставка для родителей.