Елена Перевалова
Театрализация как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализация как средство развития речи дошкольников»
Уважаемые коллеги! У меня появилась возможность поделиться своими педагогическими наблюдениями и практическими находками в области развития речи детей. Ни для кого, ни секрет, что в современном мире дети мало общаются, предпочитают «живому общению» компьютерные игры, игровые приставки, телевидение. И как следствие этого дети имеют нарушение речи, не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной и выразительной речи, слабо развиты коммуникативные навыки.
Публикация «Театрализация как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Работая с детьми, мы стали искать пути решения проблемы, ведь мы понимаем, что речь ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности человека. У нас возникла мысль создать некую систему в работе по развитию речи детей через театрализованную деятельность. Ведь она приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В этом виде деятельности ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами - движение, мимика, интонация, жесты, поза; также литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.
Перед собой мы поставили цель: внедрить в воспитательно -образовательный процесс элементы театрализованной деятельности, как средство развития речи детей.
Ожидаем следующие результаты: у детей может быть развито
Доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Развитое внимание, воображение и память.
Четкая речь, умение формулировать свои мысли.
Эмоциональное восприятие окружающего мира.
Осознание ребенком своих способностей, уверенность в себе.
Начали свою работу с того, что познакомились с опытом работы коллег по теме.
Провели педагогическую диагностику.
Составили перспективный план работы с детьми.
Для родителей провели просветительскую работу о значении театрализованных игр для развития речи детей (родительское собрание, показали сказку «Репка»).
Проанализировали предметно- пространственную развивающую среду и совместно с родителями начали наполнение центров активности необходимыми предметами.
Особое внимание уделили наполнению центра речевой активности и театрализации необходимыми материалами и пособиями для театральной и творческой деятельности детей.
Всю работу разбили на направления:
Основы театральной культуры,
здесь мы
развиваем интерес к сценическому искусству; знакомим детей с видами театрального искусства : драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным театром; с главными театральными профессиями : актер, режиссер, художник, композитор; с устройством театра, зрительного зала и сцены; воспитываем культуру поведения в театре и на концерте.
Деятельность.
Просмотр презентаций, посещение театров, просмотр альбомов, картин.
Это направление является мотивацией для детей.
Театральная игра,
здесь мы проводим игры и упражнения направленные на развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности.
Учим импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок, снимать зажатость и скованность. Воспитываем доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.
Деятельность.
Действия детей с кукольными персонажами (разные виды театра, игры на действие с воображаемыми предметами, непосредственные действия детей по ролям, литературная деятельность (диалоги и монологи, изобразительная деятельность - дети создают декорации, костюмы персонажей, музыкальное исполнительство- исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.
Ритмопластика
здесь мы
развиваем умение пользоваться жестами, двигательные способности детей (ловкость, подвижность, равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом, произвольно реагировать на музыкальный сигнал, передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Деятельность.
На физкультурной и музыкальной образовательной деятельности разучиваем и выполняем гимнастические упражнения под музыку, двигательно-пластические упражнения (этюды для рук и для тела, упражнения с музыкально-ритмическими заданиями, танцы. А также дети изображают героев и их действий, о которых говорится в каком – либо произведении.
Культура и техника речи
здесь мы
упражняем артикуляционный аппарат. Пополняем словарный запас. Развиваем образное мышление. Учимся составлять предложения с заданными словами по карточкам, пересказывать тексты по мнемотаблицам;
пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито; подбирать к словам слова-действия и слова, противоположные по значению; строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера, подбирать слова по общим признакам и определения к словам; совершенствуем навык четкого произношения.
Деятельность.
Разучиваем скороговорки, чистоговорки, артикуляционные, дыхательные, пальчиковые гимнастики, деятельность в НОД.
Театрализованное действие
Деятельность.
Проведение праздников и развлечений в форме театрализованного представления.
Театрализованная деятельность не дополнительная деятельность детей, а проходит в учебные и режимные моменты: совместная деятельность взрослого и ребенка, НОД, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.
Результаты педагогической диагностики и наблюдения показывают, что у детей повысился интерес к театрально - игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи, дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев.
Практическая часть.
Я предлагаю вам попробовать составить ежедневный план с учетом театрализованной деятельности.
Раздаточный материал:
форма ежедневного планирования (тема, цель, итоговое занятие, темы занятий)
перечень предполагаемых упражнений, заданий.
Заключительная часть. Театрализая в детском саду – явление в наше время не редкое. Это интересно и полезно не только для детей, но и для самих взрослых деятельность. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения – это умение слышать друг друга в доброжелательной атмосфере, развивается дыхание и свобода речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, способность творчески относиться к любому делу. А самое главное помогаем детям преодолеть стеснительность и поверить в себя.