Иванова Ольга Ивановна
План кружковой работы «Я — исследователь» в старшей возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План кружковой работы «Я - исследователь»
в старшей возрастной группе
Воспитатель:Иванова О. И.
Пояснительная записка
Детский интерес служит источником вдохновения для реализации серьезных и увлекательных задач. Проектная деятельность — метод реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников и направлена на поддержку детской познавательной инициативы, в ходе которой развиваются
познавательные способности и творческое мышление, повышается самооценка, дети учатся искать информацию и использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Проекты в детском саду — результат совместной деятельности взрослых и детей, направленный на: развитие предметных навыков и знаний у дошкольников; формирование компетентностей, необходимых для успешного обучения в школе (формируется умение ставить задачи, находить пути и оптимальные средства их решения); гармоничное развитие личности ребенка (дети учатся работать в коллективе, находить компромиссы, добиваться поставленных целей, демонстрировать лидерские качества и инициативность, уверенно себя вести в ситуации неопределенности).
Особенности кружковой работы:
1. Исследовательская деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над его решением
2. В процессе поисковой деятельности ребенок исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный
3. Исследовательская деятельность опирается на субъектность ребенка, на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности
4. Исследовательская деятельность предполагает реализацию идеи и замыслов ребенка
Цель - с помощью исследовательской деятельности активизировать творческую познавательную деятельность ребенка.
В основу содержания программы и ее реализации положены принципы организации образовательного процесса:
1. Позитивная социализация
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагога и детей.
3. Индивидуализация образования
5. Развивающее образование.
6. Научность материала
7. Систематичность и последовательность изложения
8. Наглядность
Содержание курса и календарно-тематическое планирование
сентябрь 1 «Откуда хлеб пришел»
Организация и проведение экспериментов «Оживление дрожжей»
2 Изучение познавательно - справочной литературы
Проведение эвристической беседы «Путь от зернышка к булочке?»
3 Просмотр презентаций «Как выращивают хлеб?», «Как хлеб выпекают», «Виды хлеба» «Хлеб в разных странах»…
Продуктивная деятельность: лепка «Пекарня»
4 Чтение художественной литературы Дацкевич В. «От зерна до каравая»
Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкин «Мельница в поле»
октябрь 1 «Такие разные зонтики»
Организация и проведение экспериментов
Изучение познавательно - справочной литературы
2 Проведение эвристической беседы «Почему мы не промокаем под зонтом?»
Просмотр презентаций «Кто придумал зонт?», «Какие бывают зонты?»
3 Продуктивная деятельность: ручной труд «Зонтик для куклы»
4 Эксперимент «Почему мы не промокаем под зонтом?»
Чтение художественной литературы Амусина Р. М. «Приключения зонтика»
ноябрь 1 «Вкусная каша-здоровье наше»
Организация и проведение экспериментов «Крупа звучит»
Изучение познавательно - справочной литературы
2 Проведение эвристической беседы «Что такое злаки и какие каши из них можно приготовить?
Просмотр презентаций «Какая техника работает на поле?», «Люди каких профессий выращивают злаки?», «Какие каши любят дети в разных странах» …
3 Продуктивная деятельность: пластилинография «Каша желанная, каша полезная»
4 Чтение художественной литературы И. Токмакова «Каша»
Декабрь 1 «Бумажная страна»
Организация и проведение экспериментов «Свойства бумаги»
Изучение познавательно - справочной литературы
2 Проведение эвристической беседы «Как можно использовать разную бумагу?»
Просмотр презентаций «Когда бумага появилась?», «Виды бумаги», «Производство бумаги»
3 Продуктивная деятельность: аппликация «Волшебная бумага»
4 Эксперимент «Свойства бумаги»
Чтение художественной литературы С. Михалков «Лист бумаги»
Январь 1 «Белый снег кружится…»
Экспериментов «Снег чистый?»
Проведение наблюдений
2 Изучение познавательно - справочной литературы
Проведение эвристических бесед («Что может случиться с человеком, если он съест снег? «Почему снег в городе грязный?», «Откуда прилетают снежинки»….)
3 Просмотр презентаций
Продуктивная деятельность: оригами «Снежинка»
4 Чтение художественной литературы Иванов С. «Каким бывает снег»
Февраль 1 «Да здравствует мыло душистое!»
Организация и проведение экспериментов («Мыло», «Мыльные пузыри»)
Эксперимент «Мыло-наш надежный друг»
2 Проведение эвристической беседы «Зачем нужно мыло?»
Просмотр презентаций «Чем мылись раньше?», «Какое бывает мыло», «Производство мыла»
3 Продуктивная деятельность: нетрадиционное рисование «Волшебные пузыри»
4 Чтение художественной литературы «Сказка про волшебное мыло» Елена Черных
Март 1 «Огород на окне»
Организация и проведение экспериментов
Проведение наблюдений на тему «Рассада петунии»
2 Изучение познавательно - справочной литературы
Проведение эвристических бесед («Что можно вырастить на окне, «Что нужно для роста растений?»…
3 Просмотр презентаций
Эксперимент «Красящие свойства овощей»
4 Продуктивная деятельность: ручной труд «Подсказки-таблички»
Чтение художественной литературы «Ручной дождик» Шемякина Н.
Апрель 1 «Волшебные краски».
Экспериментов «Волшебные краски»
Изучение познавательно - справочной литературы
2 Проведение эвристической беседы «Зачем нужна краска?»
Просмотр презентаций «Чем рисовали раньше?», «Виды красок», «Производство красок»
3 Продуктивная деятельность: рисование гуашью «Радуга»
4 Рассматривание репродукций картин В. Серов «Девочка сперсиками»
Чтение художественной литературы «Сказка о красках» Татьяна Разумовская
Май 1 «Разноцветный пластилин»
Экспериментов «Пластилин тонет или не тонет?»
Изучение познавательно - справочной литературы
2 Проведение эвристической беседы «Как можно использовать пластилин?»
Просмотр презентаций «Кто изобрел пластилин?» «Виды пластилина», «Производство пластилина»
3 Продуктивная деятельность: пластилинография «Чороон»
4 Эксперимент «Разноцветные пластилины»
Чтение художественной литературы «Живой пластилин» Лавренченко Ю.
Планируемые результаты освоения
1. Уметь слушать и правильно воспринимать информацию.
2. Приобретать опыт работы в коллективе.
3. Ребёнок будет уметь договариваться со сверстниками.
4. Уметь отстаивать свою точку зрения.
5. Приобретать навык взаимопомощи и поддержки ребят в группе.
6. Уметь анализировать, обобщать, делать выводы.
7. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между объектами.
8. Уметь проявлять инициативу и творчество в проблемно-поисковой деятельности.
9. Уметь работать самостоятельно, ориентируясь на собственные знания.
10. Уметь применять правила.
11. Уметь работать по инструкции педагога.
12. Уметь планировать свои действия в соответствии с конкретной задачей (выбирать последовательность действий в работе).
13. Уметь адекватно понимать и принимать оценку взрослого и сверстников.
Используемые при реализации программы учебно-методические комплекты Н. Е. Веракса,А. Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников Издательство «Мозаика-синтез», 2014
Рекомендуемая дополнительная литература по программе
1. З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников Издательство «Детство-пресс», 2012
2. Л. А. Королева «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ» Издательство «Детство-пресс», 2014
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста» Издательство «Детство-пресс», 2009
4. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
5. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
6. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
7. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.