Ирина Семенова
Конспект занятия «Первый снег» и заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : подготовительная
Форма совместной деятельности: ООД
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) : групповая, индивидуальная
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Средства:
наглядные: фото картины И. Левитана «Первый снег», мнемотаблицы, мультфильм «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Публикация «Конспект занятия „Первый снег“ и заучивание наизусть стихотворения А, Фета „Мама! Глянь-ка из окошка“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новогодние окна. Украшение окон на Новый год
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про маму ко Дню Матери и 8 марта
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
литературные: стихотворения Я. Акима «Первый снег», А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
музыкальные:
оборудование: мольберт, экран, проектор.
Задачи: Обучающие: Познакомить детей со стихотворениями о первом снеге. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Развивающие: Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помогать, выразительно с естественными интонациями читать стихи.
Воспитательные: Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь к природе. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Планируемые результаты: Выразительное чтение отрывка стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» наизусть.
Познакомить с новым словом -«пейзажист». Определить значение слов «тороватый», «салазки».
1. Организационно-целевой этап:
…Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой…
(воспитатель читает отрывок из стихотворения Я. Акима «Первый снег»)
2. Содержательный этап:
1. Рассматривание фото картины И. Левитана «Первый снег»
Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, какое время года здесь изображено? Почему?
-Какой снег? Глубокий ли?
-Каким цветом изобразил художник снег?
-Как бы вы назвали эту картину?
(Белый, значит чистый, свежий, выпал недавно,художник хотел показать чистоту первого снега).
Эту картину написал очень известный художник Исаак Левитан, а называется она «Первый снег». И. Левитан всю свою жизнь рисовал красоту природы России.
2. Словарная работа:
Картины на которых изображена природа называются - пейзажи, а художник – пейзажист. (дети повторяют слово, четко проговаривая звуки)
3. Воспитатель предлагает послушать стихотворение, которое так и называется «Первый снег», Яков Акима.
Утром кот Принес на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет Вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Он кружится,
Легкий, Новый,
У ребят над головой,
Он успел Платок пуховый
Расстелить На мостовой,
Он белеет Вдоль забора,
Прикорнул На фонаре,—
Значит,
Скоро,
Очень скоро
Полетят
Салазки
С горок.
Значит,
Можно будет
Снова
Строить
Крепость
Во дворе!
-О чем это стихотворение?
-Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызвало?
-Как вы понимаете строчки о том, как снег расстелил пуховой платок, прикорнул (прилег) на фонаре.
4. Речевая разминка в движении:
Три скороговорки
Прокатились с горки. (повторим скороговорку четко произнося слова; с движением; затем с нарастанием темпа)
6. Ребята, вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени?
Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» и вы узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.
Сядьте удобнее. Закройте глаза. Попытайтесь представить, все то, что увидел мальчик Фет, проснувшись однажды.
(воспитатель читает стих)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
- Что запомнилось больше всего?
- Отличаются ли чувства мальчика Фета,от ваших, при виде первого снега?
7. Словарная работа: давайте уточним значение некоторых слов
- Что, по вашему мнению, обозначает слово «тороватый»? (щедрый)
- Как вы понимаете слово “ салазки”? (санки для катания с гор)
8. Физкультминутка.
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки»)
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
Не устали? Не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
9. Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение.
(повторяет первые шесть строк стихотворения) (на месте)
Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос!
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?
- Как преобразилась земля?
- Затем спрашивает у детей: «Как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку, и первый снег? Существует примета: если кошка усердно (это как) моет мордочку, быть гостям. А снег – чем не гость?»
Воспитатель предлагает детям повторить первые три строчки с помощью мнемотаблицы у доски.
«Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать по-разному (с разной интонацией). Попробуем (3–4 ответа).
- А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? Он увидел, что грязи нет… (3–4 ребенка читают эти строчки с помощью мнемотблицы)».
-Педагог повторяет отрывок и присоединяет к нему следующие шесть строк:
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Воспитатель просит 3–4 детей повторить три строчки стихотворения, которые передают радость ребенка, предвкушающего катание с горы.
- А вот последние строчки, – говорит педагог, – я бы, пожалуй, прочитала иначе, чем предыдущие, с просительными нотками и чуть тише». Дети читают эти строчки вместе с воспитателем, а потом 3–4 ребенка индивидуально (по этапно).
Педагог повторяет стихотворение, дети могут читать вместе с ним, но без голоса (Дидактическая игра «Радио»)
9. Воспитатель задает детям вопросы :
-Ребята, а как называется стихотворение?
-Кто автор?
Позже он читает стихотворение вне занятий и просит детей повторить его. Сегодня, когда вы придете домой, прочтите его своим домашним
-Подумайте и назовите похожие слова со словом снег : снеговик, снегопад, снегурочка, снежный.
3. Итоговый (рефлексия). Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм «Мама! Глянь-ка из окошка…».