Монахова Галина
Педагогические приемы, способствующие формированию ПУД
▼ Скачать + Заказать документы
г. Магнитогорск., ул. Чайковского., д. 63 07.07.18 г
Педагогические приемы, способствующие формированию ПУД
Познавательный интерес
решения проблемных задач;
- разнообразие деятельности;
- обоснование необходимости и важности учебного материала;
- связь нового материала с усвоенным ранее;
- посильность усвоения, познавательная сложность нового материала;
- яркость и эмоциональность материала;
- положительное оценивание успехов детей
- вопросы проблемного характера;
- исследовательская деятельность;
Публикация «Педагогические приемы, способствующие формированию ПУД» размещена в разделах
- СРИ «Школа» : роль «учителя» дети исполняют по очереди. Педагогу следует подсказать детям форму, игры, но не задавать ее конкретное содержание. Пусть они сами выберут урок, в который будут играть, задания, которые «учитель» будет давать классу. В таких играх для детей особенно полезно выполнение роли учителя. «Перевоплощаясь» в него и видя устремленные на себя глаза своих «учеников», он непосредственно ощущает роль и значение учителя.
- рисование впечатлений от экскурсий. Возможные темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника»;
Овладение общими способами действий
-упражнения на анализ сходств и различий;
- предложить, чтобы один ребенок объяснил другому, как решать задачу (прием, близкий к «игре в школу», но осуществляемый при решении конкретного задания);
- предложить детям придумать задание, которое выполняется так же, как заданное воспитателем;
- при выполнении аналогичных заданий попросить ребенка, не выполняя задания, рассказать, как он будет его выполнять.
Самостоятельный поиск
способов выполнения практических и познавательных задач
- дополнительные наводящие вопросы. Если в результате опроса нескольких детей найдено верное решение, то похвалить надо их всех — в том числе тех, чьи ответы были неправильны: ведь в конечном итоге именно коллективные рассуждения привели к успеху;
- учебные задания даются в свободной игровой форме, когда детям предлагают «догадаться», «продумать» что-либо и т. п. (удобной формой является форма «загадки»);
- свободные задания, не имеющие однозначного решения.
Например, сделать рисунок, задав тему в общих словах: «нарисуй праздник», «нарисуй лето»; сочинить рассказик на такую же относительно свободную тему; сделать красивый узор из квадратиков и треугольников; построить из кубиков пароход (не давая образца).
-положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения, хвалить ребенка за саму попытку найти решение;
-деятельность детей без педагога.
Овладение контролем способа выполнения
собственных действий, самоконтроль
- Сравнение своей работы с заданным образцом;
- работа в парах, тройках с приемами взаимопроверки;
Важны не формальные слова «молодец» и т. п. в любой ситуации, а адекватная оценка положительных действий ребенка;
Содержательная оценка (система Ш. А. Амонашвили, которая предполагает:
во всех случаях доброжелательное отношение;
положительную оценку усилий ребенка, направленных на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком, и допущенных им ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Например, общий смысл оценочного высказывания должен быть примерно таким: «Ты действовал очень хорошо, но пока еще у тебя не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задание еще лучше, чем выполнил сейчас». Далее должны следовать указания на то, как именно можно добиться ликвидации ошибок. Оценка должна звучать таким образом даже в том случае, когда результат работы ребенка отрицателен.
Оценка работы должна содержать критерии, по которым сравнивают старания и результаты этих стараний.
При высказывании оценки делать акцент не на результате, а на динамике ребенка.
- поощрять самоисправления;
- ненавязчивый контроль педагога. Основной формой указаний должно быть не замечание, а совет.
- использование на занятиях физической культурой могут пиктограммы основных положений, движений и упражнений, видов спорта как образца выполняемых движений.
Произвольность (в том числе умение работать по правилу)
- Игры с правилами;
- игры на развитие волевой сферы;
-игры-головоломки;
- обсуждение действий ребенка, чтобы он имел возможность посмотреть на себя со стороны;
- систематическое соблюдение режима дня;
- исключить гиперопеку;
- не выполнять за ребенка то, с чем он может справиться сам;
- не использовать метод «пустых угроз» и «принцип непоследовательности» (разрешать сегодня ребенку то, что нельзя было вчера);
- постоянные трудовые поручения.
Умение планировать свои действия
- Использование конструирования (учить детей предварительному анализу образца, включающему его соотнесение с имеющимися строительными деталями. Затем подбирать необходимые детали, определять место, которое они должны занять в постройке, и лишь затем начинать строить);
- игры на установление и анализ причинно-следственных связей между действиями и их последствиями;
- совместный, коллективный анализ последовательности действий какого-либо дела;
- составление рассказа по плану;
- обыгрывание составление плана какого-то дела. Например, рассказать, как будут готовиться к встрече гостей и как будут их встречать;
- развитие самостоятельности.
Формирование умения планировать проходит несколько этапов:
первый этап – детей приучают принимать план взрослого,
второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем
третий этап – самостоятельное планирование.
Умение работать по образцу
- Графические диктанты;
- упражнения по типу «Образец и правило».
Предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу ( оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок может рисовать фигуру, похожую на заданную, но пренебречь правилом и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом.
Формирование предпосылок учебной деятельности происходит, прежде всего, при работе с детьми в группах. Но и мероприятия в ДОУ, рассчитанные на всех участников образовательного процесса, (культурно-досуговые мероприятия с детьми, работа с родителями, методическая работа) также не должны обходить стороной данную проблему.