Омарова Эльмира Магомедрасуловна
«От зернышка до хлеба». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Познание»
Организованная образовательная деятельность – «Ознакомление с окружающим миром» с детьми старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Тема: «От зернышка до хлеба».
Цель: Развитие представлений детей о процессе выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„От зернышка до хлеба“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
-уточнить представление детей о главной злаковой культуре (пшеница, из которых выпекают хлеб;
- познакомить детей с тем, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- формировать представления о профессиях людей занятых в выращивании хлеба : тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь.
- сформировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Развивающие:
- развивать любознательность, стремление к исследовательской деятельности (через знакомство с конкретными операциями по изготовлению хлеба : помол зерна, замешивание теста).
- развивать умение рассуждать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с хлебом, уважение к труду всех кто вырастил, собрал, перемолол, замесил и испёк.
Предварительная работа:
-Геннадий Фатеев «Где родится каравай»
- чтение сказки «Колосок», обсуждение пословиц и поговорок о хлебе, отгадывание загадок.
-рассматривание иллюстраций «Хлеб – наше богатство!».
Оборудование и материалы:
- зерно пшеницы, лоток с землей, лейка, лупа по количеству детей, ручная мельница, сито, чашки, ложки и стаканы с водой по количеству детей, влажные салфетки, картинки с последовательностью выращивания зерновых культур, магнитная доска, пророщенное зерно в контейнере, каравай.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. Встаньте в круг.
За спиною руки спрячем,
Пожелаем всем удачи,
Добрый день, добрый час
Мы приветствуем всех вас!
Воспитатель: Сегодня я к вам пришла на занятие не с пустыми руками, а с караваем. По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом и солью. Воспитатель: - Посмотрите, какой каравай (даю понюхать).
Дети: - Мягкий, пушистый, вкусный, пышный, красивый, свежий и ароматный, круглый.
Воспитатель: - А знаете, почему он ароматный? Потому что, много людей приложили свой труд, свою любовь, чтобы хлеб пришёл на наш стол. Он самый главный в каждом доме и на каждом столе.
Воспитатель:- А как же появился на столе хлеб? Откуда он пришёл?
Дети: - Из магазина, из поля и т. д.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами и узнаем. Мы вместе пройдём весь долгий путь, который проходит от зерна к хлебу.
Подходите ребята к столу.
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на столе?
Дети: - Пшеница
Воспитатель: - Правильно, это зерна пшеницы.
В каждом зернышке есть росток.
Воспитатель: Ребята, возьмите лупу и рассмотрите его (росток).
Воспитатель: - Вы видите зеленый росток?
Дети: - Нет
Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы его разбудить, нужно посадить зернышко в землю. Хотите сами вырастить свое пшеничное поле?
Дети: - Да.
Воспитатель: Давайте представим, что этот небольшой лоток с землей наше поле, которое еще ничем не засеяно.
Воспитатель: - Сейчас я сделаю бороздки и вы сможете посеять свое зернышко. Ну, что начнем?
- Возьмите немного зерна и посейте в бороздки.
Воспитатель: - Посадили, молодцы. А теперь я прикрою зернышки землей. Наше поле засеяно.
Но для того, чтобы засеять огромные поля, работает специальная техника с сеялками.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что поможет нашим зернышкам быстрее прорасти.
Дети: - Вода, солнце.
Воспитатель: - Возьмите лейки и полейте наше маленькое поле. Посмотрите, какие росточки появятся весной в поле из зерен пшеницы, они будут питаться дождевой водой и яркими лучами солнца, а из ростков появятся колосья.
Есть такая пословица - Одно зернышко посеешь, колосок возьмешь.
Воспитатель: - Пшеничный колос ребята, можно по праву считать символом Ставропольского края. Ставрополье – край богатый, а прославился он своими колосистыми полями.
А это маленькое поле останется у вас. Но для того, чтобы зерна проросли, нужно ещё и время. Поставьте его на окно ближе к солнцу и не забывайте поливать.
Воспитатель:- А я вам покажу, что же с зернышком происходит дальше.
(Дети присаживаются на стульчики.)
Воспитатель: - Ну, вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. На поле выезжают комбайны. Ребята, кто работает на комбайне?
Дети: - Комбайнер.
Воспитатель: - Комбайн собирает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна высыпаются в грузовые машины, которые везут зерно на элеватор.
Воспитатель: - Кто из вас знает, что такое элеватор?
Дети: - Это место, где просушивается и хранится зерно.
Воспитатель: Элеватор – это специальное сооружение для просушки и хранения зерна. Там оно может храниться много лет.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что надо сделать с зерном, чтобы получить из него муку?
Дети: - Зерно нужно перемолоть.
Воспитатель: - Правильно, для того, чтобы перемолоть, зерно везут на мельницу.
Воспитатель: - А кто перемалывает зерно в муку?
Дети: - Мельник
Воспитатель: - Молодцы, правильно.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, какие бывают мельницы?
Дети: - Мельницы бывают ветряные, водяные.
Воспитатель: - Правильно, такие мельницы были раньше. Сейчас зерно перемалывают в основном на мукомольных комбинатах.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы немного отдохнем
Физминутка «Мельница»
За работу жернова, (круговые движения кулаком перед грудью)
Зёрна перетрём сперва. (скользящие движения ладонь о ладонь, перед собой)
Чтобы сделать каравай, (круговые движения кулаком перед грудью)
Жернова быстрей вращай.
Крепче трём зерну бока, (скользящие движения ладонь о ладонь, перед собой)
Получается – мука! (имитируем пальцами, как сыпется мука).
Воспитатель: - А сейчас, я предлагаю вам пройти к следующему столу. На тарелках у вас зёрна пшеницы. Возьмите горсть зерна на ладошки, потрогайте их. Какие на ощупь?
Дети: - Гладкие, твердые.
Воспитатель: - А какой формы зернышки?
Дети: - Овальной формы.
Воспитатель: - Какого цвета зерна пшеницы?
Дети: - Зерна пшеницы желтого цвета.
Воспитатель: - Молодцы. А сейчас, я предлагаю вам перемолоть зерно, чтобы получить муку.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на столе стоят маленькие ручные мельницы, которыми мы будем перемалывать зерно. Но прежде, чем приступить к работе, запомните правила.
1. Нельзя совать пальцы в отверстие, в которое мы будем засыпать зерно.
2. Нельзя вытаскивать поддон с мукой, когда мельница еще крутится.
3. Нельзя с силой давить на ручку мельницы, она может сломаться.
Воспитатель: - А теперь мы будем работать парами. Один набирает ложкой зерно и засыпает зерно в отверстие мельницы, а другой крутит ее ручку. Пока один крутит, второй придерживает мельницу.
Воспитатель: - Вытаскивайте поддон, что в нем?
Дети:- Мука
Воспитатель: - Да, правильно – это мука. Муку на мельнице тщательно просеивают и оправляют в пекарни для выпечки хлебобулочных изделий.
Ребята, кто работает в пекарне?
Дети: - В пекарне работает пекарь.
Воспитатель: - Правильно, молодцы.
Воспитатель: - Муку перед использованием, обязательно просеивают сквозь сито, чтобы она стала чище. У нас тоже есть сито. Посмотрите на меня, как я это сделаю. В сито насыпаю муку и тихонько потрясу её над тарелкой.
Воспитатель: Я предлагаю вам просеять муку.
Воспитатель: - Ну, что ж ребята вот мы и получили светлую, чистую пшеничную муку.
Воспитатель: - Давайте ребята, пройдем за следующий стол.
Воспитатель: - Но разве одной муки достаточно, чтоб получить хлеб?
Дети: - Нет, нужно замесить тесто.
Воспитатель: - Что нам для этого понадобится?
Дети: - Вода и мука
Воспитатель: Перед вами мисочки с мукой и стакан с водой. Возьмите стакан с водой и медленно влейте её в муку, осторожно перемешайте ложкой.
Воспитатель: - Оставьте ложку в миске и вытрете руки салфеткой. Что у вас получилось?
Дети: - Тесто.
Воспитатель: - В такое тесто, пекарь, добавляет соль, сахар, дрожжи и уже из готового теста выпекает хлеб. Вот такой душистый, ароматный и хрустящий хлеб получится.
Воспитатель: - Есть такая пословица «Хлеб - всему голова!» Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему говорят, что хлеб всему голова? Дети: Предположения детей Воспитатель: Голова - это значит главный. Данная пословица требует, чтобы к хлебу относились с почтением и бережливостью, ведь в него вложен огромный труд множества людей самых различных профессий. Во время Великой Отечественной войны ценился не только каждый кусочек хлеба, но и каждая его крошка. Один кусок в ту пору мог спасти несколько человеческих жизней.
Воспитатель:
Хлеб наш – берегите, Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте, С хлебом не играйте. Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами весь путь от зерна до хлеба, а помогут нам в этом картинки на столе. Картинки мы будем крепить в лэпбук.
Дети по очереди крепят картинки на липучки и описывают проделанную работу.
Воспитатель: - Ребята, вы большие молодцы, мне очень понравилось, как вы
сегодня работали. Лэпбук останется вам на память.