МААМ-картинки

Особенности нейропсихологической коррекции в работе с детьми подросткового возраста. Консультация для педагогов-психологов

Елена Решетова
Особенности нейропсихологической коррекции в работе с детьми подросткового возраста. Консультация для педагогов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов-психологов

Тема: Особенности нейропсихологической коррекции в работе с детьми подросткового возраста

1. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это наиболее сложный и важный период развития человека. Его границы устанавливаются между 10-15 годами (периодизация Д. Б. Эльконина). Этот возраст связан с началом полового созревания.

Подростковый возраст характеризуется :

Темочки:

- все познавательные процессы достигают высокого уровня развития;

-происходит быстрое развитие способности к абстрактному мышлению;

- приобретает взрослую логику мышления;

- развиваются мыслительные операции, как классификация, аналогия, обобщение;

- восприятие становиться избирательным, целенаправленным, анализирующим;

- объем памяти значительно увеличивается, в связи с развитием логической памяти;

- меняются отношения между памятью и мышлением, т. е. вспоминать – значит мыслить, т. е. устанавливать логические отношения внутри запоминаемого материала;

- развивается способность к аргументированным рассуждением в виде устных докладов или к письменным изложениям.

В настоящее время, с усложнением и увеличением материала школьной программы, часто подростки сталкиваются с трудностями, которые мешают успешному усвоению учебного материала:

- повышенная утомляемость и снижение работоспособности;

- трудности определения пространственных представлений;

-трудности в письменной речи (допускают ошибки при письме, неровный почерк);

- недостаточность словарного запаса и продуктивности запоминания;

- трудности в изучении точных наук, построенных на абстрактных понятиях;

- проблемы во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в семье.

Таким образом, подростковый период является крайне уязвимым для различных когнитивных и эмоционально - личностных сфер, что требует особых подходов. Один из таких подходов является нейропсихологическая коррекция.

2. Основные аспекты применения нейропсихологической коррекции в подростковом возрасте :

1. Вначале направить работу на развитие уровня регуляции и контроля, как наиболее актуального и проблемного в связи с активным развитием лобных долей в этом возрасте.

2. Для формирования основы «Я – концепции» подростка важно уделять особое внимание гармонизации когнитивной и телесно-эмоциональной сфер.

3. В процессе формирования психических функций важную роль играют механизмы вербализации и осознания психических процессов. Поэтому в развитие контроля над вербальной сферой необходимо использовать «оречевление».

4. Достаточно высокая степень опосредствованности психических процессов позволяет применять мнемонические приемы, помогающие улучшить запоминание информации, с их последующей автоматизацией.

5. Общение со сверстниками является ведущей деятельности данного периода, которое позволяет повысить мотивацию достижения, развить коммуникативные навыки, помочь в разрешении межличностных и внутриличностных конфликтов.

6. Создать безопасное пространство, позитивную атмосферу принятия подростка.

3. Основные направления коррекционной работы :

1. Повышение общей умственной работоспособности и развитие внимания.

2. Развитие пространственных и квазипространственных представлений.

3. Формирование позитивного «Образа Я».

4. Развитие речемыслительных функций.

Эффективные коррекционные игры и упражнения :

3.1. Повышение общей умственной работоспособности :

- общеукрепляющие процедуры (контрастный душ, зарядка);

- ежедневные прогулки на свежем воздухе;

- массаж и самомассаж ступней и ладошек;

- физическая активность (плавание, йога и т. д.);

- дыхательная гимнастика.

Дыхательные игры:

«Дружок»

Задача: растянуть выдох как можно дольше и насчитать большее количество предметов.

Правило: Участники делают глубокий вдох через нос и начинают считать на выдохе предметы. Выигрывает тот, кто дольше сможет просчитать на одном выдохе.

«Дутибол»

Оборудование: 4 кубика и 1 мячик для настольного тенниса.

Правило: Участники сидят за столом друг напротив друга, руки опущены под стол. Кубиками обозначаются ворота противника. В центре стола находится мячик. На счет «три», ведущий опускает мяч и участники одновременно начинают дуть на него, до тех пор пока не задуют его в ворота.

3.2. Развитие внимания:

Для повышения концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать следующие упражнения:

- корректурные пробы (различные варианты);

- таблица Шульте (различные модификации).

3.3 Развитие речемыслительных функций способствуют :

- Кроссворды - помогают увеличить словарный запас, сформировать образ слова, повышают уровень грамотности.

- Упражнение «Ситуации»- направлено на развитие экспрессивной речи и формированию гибкости мышления.

Материал: карточки с текстом – описанием ситуаций.

Правило:

Ребенок получает карточку с неоконченным текстом – описанием ситуации. Требуется сочинить три варианта ее разрешения: счастливый, грустный и смешной (неожиданный).

Примеры теста-описаний ситуаций:

«Летом ребята пошли в лес по грибы и ягоды. Аленке очень везло, ей попадалось много грибов. Она так увлеклась, собирая их, что ушла в чащу леса и потеряла остальных. Когда она это поняла, то….»

«Бабушка сидела в кресле и вязала свитер для своего любимого внука. Зазвонил телефон, она оставила свое вязание и пошла в другую комнату, чтобы взять трубку. В это время котенок увидел клубок и решил с ним поиграть. Когда бабушка вернулась, она….»

«У Тани были пригласительные билеты на новый фильм, и она решила позвать некоторых своих одноклассников в кинотеатр. Когда они пришли к кинотеатру, Таня обнаружила, что забыла взять билеты, тогда ребята…»

3.4. Развитие мышления направлено на формирование аналитической и прогностической функции, искать новые пути решения, нестандартно мыслить.

«Найти объект Х»

Правило: карточки с заданиями: «Справа от объекта находится цифра, слева – знак, а над и под объектом – буквы». Найти конкретный объект на поле с различными символами (буквы, цифры, знаки, следуя инструкции, написанной на карточке.

«Лабиринты»

Правило: пройти из квадрата с цифрой «1» в квадрат с цифрой «32», побыв во всех квадратах только один раз.

1 2

3 4 5 6

7 8 9 10 11

12 13 14 15

16 17 18 19

20 21 22 23

24 25 26 27 28

29 30 31 32

Ходить можно только по диагонали, пересекать уже нарисованные линии и заходить в пустые квадраты нельзя!» Например:

3.5. Развитие пространственных представлений, формирование «образа Я»

«Зеркало»

Правило:

Ребенок копирует позу стоящего напротив психолога с условием, что все, что один из игроков делает правой рукой, второй должен повторить правой рукой.

или «Сломанное зеркало»- копирование происходит наоборот.

Таким образом, коррекционная работа с подростком необходима и будет эффективна.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Арт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольникамиАрт-техника «Цветок желаний» для педагогов-психологов в работе с дошкольниками В современное время в арсенале психолога, который работает с детьми дошкольного возраста, должны быть различные средства для работы. Одним.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста»Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста» Игра - ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Для малышей игра является мотивирующим фактором в изобразительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности нейропсихологической коррекции в работе с детьми подросткового возраста. Консультация для педагогов-психологов
Опубликовано: 27 ноября 2024 в 11:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности нейропсихологической коррекции в работе с детьми подросткового возраста. Консультация для педагогов-психологов» (включая файлы) размещена пользователем Елена Решетова (УИ 312636) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД