Елена Решетова
Особенности нейропсихологической коррекции в работе с детьми подросткового возраста. Консультация для педагогов-психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов-психологов
Тема: Особенности нейропсихологической коррекции в работе с детьми подросткового возраста
1. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это наиболее сложный и важный период развития человека. Его границы устанавливаются между 10-15 годами (периодизация Д. Б. Эльконина). Этот возраст связан с началом полового созревания.
Подростковый возраст характеризуется :
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Психология подростка
- Психология школьников
- Темочки
- все познавательные процессы достигают высокого уровня развития;
-происходит быстрое развитие способности к абстрактному мышлению;
- приобретает взрослую логику мышления;
- развиваются мыслительные операции, как классификация, аналогия, обобщение;
- восприятие становиться избирательным, целенаправленным, анализирующим;
- объем памяти значительно увеличивается, в связи с развитием логической памяти;
- меняются отношения между памятью и мышлением, т. е. вспоминать – значит мыслить, т. е. устанавливать логические отношения внутри запоминаемого материала;
- развивается способность к аргументированным рассуждением в виде устных докладов или к письменным изложениям.
В настоящее время, с усложнением и увеличением материала школьной программы, часто подростки сталкиваются с трудностями, которые мешают успешному усвоению учебного материала:
- повышенная утомляемость и снижение работоспособности;
- трудности определения пространственных представлений;
-трудности в письменной речи (допускают ошибки при письме, неровный почерк);
- недостаточность словарного запаса и продуктивности запоминания;
- трудности в изучении точных наук, построенных на абстрактных понятиях;
- проблемы во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в семье.
Таким образом, подростковый период является крайне уязвимым для различных когнитивных и эмоционально - личностных сфер, что требует особых подходов. Один из таких подходов является нейропсихологическая коррекция.
2. Основные аспекты применения нейропсихологической коррекции в подростковом возрасте :
1. Вначале направить работу на развитие уровня регуляции и контроля, как наиболее актуального и проблемного в связи с активным развитием лобных долей в этом возрасте.
2. Для формирования основы «Я – концепции» подростка важно уделять особое внимание гармонизации когнитивной и телесно-эмоциональной сфер.
3. В процессе формирования психических функций важную роль играют механизмы вербализации и осознания психических процессов. Поэтому в развитие контроля над вербальной сферой необходимо использовать «оречевление».
4. Достаточно высокая степень опосредствованности психических процессов позволяет применять мнемонические приемы, помогающие улучшить запоминание информации, с их последующей автоматизацией.
5. Общение со сверстниками является ведущей деятельности данного периода, которое позволяет повысить мотивацию достижения, развить коммуникативные навыки, помочь в разрешении межличностных и внутриличностных конфликтов.
6. Создать безопасное пространство, позитивную атмосферу принятия подростка.
3. Основные направления коррекционной работы :
1. Повышение общей умственной работоспособности и развитие внимания.
2. Развитие пространственных и квазипространственных представлений.
3. Формирование позитивного «Образа Я».
4. Развитие речемыслительных функций.
Эффективные коррекционные игры и упражнения :
3.1. Повышение общей умственной работоспособности :
- общеукрепляющие процедуры (контрастный душ, зарядка);
- ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- массаж и самомассаж ступней и ладошек;
- физическая активность (плавание, йога и т. д.);
- дыхательная гимнастика.
Дыхательные игры:
«Дружок»
Задача: растянуть выдох как можно дольше и насчитать большее количество предметов.
Правило: Участники делают глубокий вдох через нос и начинают считать на выдохе предметы. Выигрывает тот, кто дольше сможет просчитать на одном выдохе.
«Дутибол»
Оборудование: 4 кубика и 1 мячик для настольного тенниса.
Правило: Участники сидят за столом друг напротив друга, руки опущены под стол. Кубиками обозначаются ворота противника. В центре стола находится мячик. На счет «три», ведущий опускает мяч и участники одновременно начинают дуть на него, до тех пор пока не задуют его в ворота.
3.2. Развитие внимания:
Для повышения концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать следующие упражнения:
- корректурные пробы (различные варианты);
- таблица Шульте (различные модификации).
3.3 Развитие речемыслительных функций способствуют :
- Кроссворды - помогают увеличить словарный запас, сформировать образ слова, повышают уровень грамотности.
- Упражнение «Ситуации»- направлено на развитие экспрессивной речи и формированию гибкости мышления.
Материал: карточки с текстом – описанием ситуаций.
Правило:
Ребенок получает карточку с неоконченным текстом – описанием ситуации. Требуется сочинить три варианта ее разрешения: счастливый, грустный и смешной (неожиданный).
Примеры теста-описаний ситуаций:
«Летом ребята пошли в лес по грибы и ягоды. Аленке очень везло, ей попадалось много грибов. Она так увлеклась, собирая их, что ушла в чащу леса и потеряла остальных. Когда она это поняла, то….»
«Бабушка сидела в кресле и вязала свитер для своего любимого внука. Зазвонил телефон, она оставила свое вязание и пошла в другую комнату, чтобы взять трубку. В это время котенок увидел клубок и решил с ним поиграть. Когда бабушка вернулась, она….»
«У Тани были пригласительные билеты на новый фильм, и она решила позвать некоторых своих одноклассников в кинотеатр. Когда они пришли к кинотеатру, Таня обнаружила, что забыла взять билеты, тогда ребята…»
3.4. Развитие мышления направлено на формирование аналитической и прогностической функции, искать новые пути решения, нестандартно мыслить.
«Найти объект Х»
Правило: карточки с заданиями: «Справа от объекта находится цифра, слева – знак, а над и под объектом – буквы». Найти конкретный объект на поле с различными символами (буквы, цифры, знаки, следуя инструкции, написанной на карточке.
«Лабиринты»
Правило: пройти из квадрата с цифрой «1» в квадрат с цифрой «32», побыв во всех квадратах только один раз.
1 2
3 4 5 6
7 8 9 10 11
12 13 14 15
16 17 18 19
20 21 22 23
24 25 26 27 28
29 30 31 32
Ходить можно только по диагонали, пересекать уже нарисованные линии и заходить в пустые квадраты нельзя!» Например:
3.5. Развитие пространственных представлений, формирование «образа Я»
«Зеркало»
Правило:
Ребенок копирует позу стоящего напротив психолога с условием, что все, что один из игроков делает правой рукой, второй должен повторить правой рукой.
или «Сломанное зеркало»- копирование происходит наоборот.
Таким образом, коррекционная работа с подростком необходима и будет эффективна.