Ирина Сафарова
Основные закономерности и условия нормального развития детской речи
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и познании. Активизация коммуникативно-речевой сферы ребенка создает необходимые условия для полноценной жизнедеятельности, развития его способностей, успешного овладения бытовыми, учебными, игровыми умениями и навыками. Успешная социальная адаптация ребенка зависит от уровня сформированности речи ребенка
Публикация «Основные закономерности и условия нормального развития детской речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Объект исследования – процесс формирования речи детей дошкольного возраста
Цель исследования – изучение особенностей развития речи в дошкольном возрасте
Задачи исследования:
1)изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы развития речи детей в норме
2)рассмотреть особенности развития компонентов устной речи в разные периоды детства
3)определить условия нормального развития речи у детей
Методы, методологическая база исследования
методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики.
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи психологов, педагогов, лингвистов, разрабатывающих проблему речевого развития дошкольников, таких как, Аркин Е. А, Выготский Л. С. , Эльконин Д. Б, Запорожец А. А., Тихеева Е. И., Ушинский К. Д. и др.
Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Усвоение речи происходит по определенным закономерностям. Вместе с речевыми навыками дошкольник синхронно формирует и такие процессы, как мышление, воображение, память и др. Процесс развития речи проходит поэтапно, постепенно совершенствуясь и усложняясь, подготавливая ребенка к письменной речи.
Процесс формирования речевого развития начинается с первых дней жизни и продолжается весь дошкольный период. Вместе с речью развиваются процессы мышления, памяти, внимания и др. Поэтому от того, как родители и педагоги организуют процесс усвоения языка зависит и интеллектуальное развитие ребенка, становление его личности. Таким образом, дошкольника с самого раннего детства нужно обучать родному языку и общаться с ним.
- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, средство общения;
речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы
развивается регулирующая, планирующая, звуковая функции речи;
завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки
Рекомендации по развитию речи дошкольни
ков[/b]
1. Благоприятная речевая среда, в которой находится ребёнок (правильная речь взрослых, темп речи, выразительность речи)
2. Формирование потребности в общении с окружающими, видов деятельности (изобразительная, конструктивная, игровая, предметная)
3. Общение - это определяющий фактор в развитии речи