Елена Букашкина
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи. Основные понятия
▼ Скачать + Заказать документы
Советы для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи. Основные понятия».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В современном мире ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики рук у детей с самого раннего возраста играет важную роль, как для развития речи, так и для развития ребёнка в целом. Через развитие мелкой моторики рук у ребёнка развиваются высшие психические функции головного мозга в виде внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, памяти и речи. Важен и тот факт, что для дальнейшей жизни ребёнку будут необходимы точные скоординированные движения, чтобы писать, одеваться, а также, чтобы совершать другие многочисленные бытовые и прочие действия.
Если дать определение «мелкой моторике» – это не что иное, как ловкость рук, способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Связь развития мелкой моторики с развитием речи основана на том, что моторный и речевой центр в головном мозге находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции зоны мелкой моторики стимулируется и соседняя речевая зона.
Исходя из опыта работы с детьми дошкольного возраста, несомненно, просматривается закономерность: дети, легко справляющиеся с заданиями на проверку разнообразия движений пальцев, чаще имеют развитие речи в пределах возрастной нормы, а дети с нескоординированными, неточными и неловкими движениями пальцев и рук чаще имеют проблемы с звукопроизношением и речью в целом.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук не только способствуют повышению активности головного мозга, но и благоприятно воздействуют на психическое состояние детей, позволяют сформировать координацию движений пальцев, развивают творческие способности.
Несколько упражнений и игр, приведённых для примера ниже, помогут с пользой разнообразить досуг или занятия дошкольников.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук.
1. Пальчиковая гимнастика, когда взрослый читает стихотворение, а ребёнок в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик очень много можно найти в специальной литературе. Аналогично можно играть в пальчиковый театр, дополнительно надевая на руку ребёнка, например, сказочного персонажа.
2. «Найди меня» — эта игра заключается в следующем: в небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.
3. Лепка из любого мягкого и пластичного материала (пластилин, солёное тесто, глина). Начинать можно с простых шариков, постепенно усложняя задание.
4. «Распредели по местам» — для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом – для этого пусть ребёнок растирает их в руках.
5. Выкладывание мозаики. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребёнка.
6. Игры-шнуровки. Для занятия можно использовать как готовые изделия из магазина, так и самодельные. Данные игры готовят руку к письмо и помогают выработать усидчивость.
7. Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, далее сортируются по цвету, форме и размеру.
8. Нанизывание бусин на шнурок.
9. Вырезание ножницами.
10. Отработка графических навыков. Например, рисование линий, штрихование с различным направлением движения руки, рисование по точкам, раскрашивание.
Обращая внимание родителей на важность процесса развития мелкой моторики рук у детей, наверное, ещё нельзя не сказать о том, что очень важно в повседневной жизни не оградить ребёнка от саморазвития. Помогите ребёнку научиться самостоятельно расстёгивать и застёгивать пуговицы и молнии на одежде, завязывать и развязывать шнурки на ботинках, привлекайте детей к домашним делам (уборка комнаты, игрушек, помощь на кухне и т. д.). Вот что станет действительно хорошей тренировкой для пальцев рук.
В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики является важной составляющей развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте, но даже самый правильный подход – это не панацея, а вспомогательный метод для стимуляции развития речи и ребёнка в целом. Его нельзя рассматривать в качестве основного или даже одного из основных. Речь – это сложная система, для развития которой необходим комплексный, многокомпонентный подход, поэтому для формирования правильной речи и постановки звуков важны не только систематические развивающие занятия (в том числе и на развитие мелкой моторики рук) в дошкольном учреждении, необходимо сотрудничество и движение в одном направлении к достижению цели с родителями ребёнка.