Наталья Овсяникова
Занятие по художественно-эстетическому развитию «Осень радостная и осень грустная» (пейзаж)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции.
• Побуждать детей использовать полученные представления, изобразительные и технические умения для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.
• Вызвать эмоциональный отклик на произведения композиторов, художников и поэтов.
Программное содержание:
• Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины.
• Закреплять навыки рисования листвы приёмом вертикального мазка (способ примакивания).
Публикация «Занятие по художественно-эстетическому развитию „Осень радостная и осень грустная“ (пейзаж)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенний пейзаж. Конспекты занятий
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• Закреплять представления детей о характерных признаках осени.
• Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки
• Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество.
• Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Методические приё мы: - показ и объяснение воспитателя, - музыкальное сопровождение, вопросы к детям, - напоминание о технике рисования, - наблюдение за работой детей, советы, - слушание музыки П. Чайковского, - рассматривание работ детей, - анализ работ детьми и воспитателем.
Предварительная работа: На прогулках – обращать внимание детей на краски природы, неба и земли. Знакомство детей с техникой тонирования листа бумаги, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением осенних деревьев (осени) с разным настроением, чтение произведений об осени, загадок, примет и пословиц, слушание музыкальных композиций.
Материал и оборудование: тонированные листы бумаги, белый лист бумаги А2 (для образца, репродукция - картина И. И. Левитана «Золотая осень», картины с поздней, дождливой осенью, мольберт, гуашь, кисти №3, 6 (белка, влажные салфетки, вода. Аудиозаписи П. И. Чайковского «Осенняя песня», А. Вивальди «Временя года» (осень).
1 часть занятия.
Воспитатель: Загадка (Благинина)
Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает,
Тихо песенку поёт,
убаюкивает? (дождь)
Стихотворение.
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о самом замечательном времени года – об осени. А что вы знаете об осени?
Ответы детей:
1. Осенью вся природа преображается, раскрашивается в разные цвета.
2. Осень самое красивое время года.
А давайте назовем красивые слова об осени.
Ответы детей:
1. Осень золотая,
2. Осень разноцветная,
3. Осень пестрая,
4. Осень дивная,
5. Осень величавая
6. Осень очаровательная,
Воспитатель: Молодцы, вы подобрали очень красивые слова об осени. Именно такой яркой, красочной, разноцветной изображают художники осень в своих картинах. Дети рассматривают картины. Воспитатель спрашивает детей о содержании картин, ставит вопросы так, что бы дети самостоятельно находили ответы, выражали свое отношение к тому, что изображено.
Вопросы к детям:
Какое время года изображено на картине? (осень)
Какие периоды осени изображены на картине? (ранняя, поздняя)
Чем они отличаются друг от друга? (краской листьев, листопадом)
Как называется осень, когда деревья одеваются в яркий, праздничный наряд? (золотая осень)
Чем радует нас осень? (хорошим урожаем в саду, огородах, красотой леса).
.
Но осень можно изобразить не только с помощью кисти и красок. Как вы думаете, с помощью чего ещё можно изобразить осень?.
Ответы детей: Осень можно изобразить при помощи музыки.
Воспитатель: Совершенно верно. Давайте рассмотрим картины, на которых изображена яркая и пёстрая осень и послушаем музыку, в которой композитор передал краски осени. (фрагмент музыки А. Вивальди «Времена года» - осень).
Воспитатель: Ребята, а какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку?
Ответы детей: весёлое озорное, забавное, хорошее.
Воспитатель: Назовите какие краски выбрал художник?
Ответы детей: Оранжевую, красную, белую, голубую, багряную, жёлтую.
Воспитатель: А ещё у осени бывает грустное настроение. Как вы думаете, почему у осени бывает грустное настроение?
Ответы детей:
Потому что пасмурно. Потому что холодно. Потому что дни стали короче. Потому что листочки с деревьев опадают. Потому что птицы улетают на юг.
Посмотрите на картины и послушайте музыку, которая передаёт грустное настроение осени (фрагмент музыки П. И. Чайковский «Времена года» - осень). И постарайтесь мимикой лица показать как вам грустно.
Ребята, чтобы у вас подольше сохранились воспоминания о красоте осени, я предлагаю вам запечатлеть её в рисунках. Каждый из вас сейчас нарисует свою осень. Воспитатель предлагает детям изобразить в своих рисунках наступление осени в природе.
Передайте пасмурный или солнечный день, используя сочетание оттенков красок при изображении осенней листвы, неба и. т. п.
2 часть занятия.
Итак, приступаем к рисованию.
Воспитатель помогает детям начать работу, подсказывает, советует. Показывает последовательность выполнения работы
(см. последовательность выполнения пейзажа). Как передать ветреную погоду (наклоны деревьев, летят листья). Напоминает о способе рисования (осенние листья – способ примакивания кисти).
3 часть занятия.
Итог занятия : У вас получились очень интересные работы. На занятии вы изобразили красивые осенние пейзажи.
Выставка рисунков.
В конце занятия, дети рассматривают рисунки.
Анализ работы: Дети самостоятельно оценивают выполнение работы, в которых наиболее ярко передано настроение осени и воспитатель отмечает, как дети выразили осеннюю радость, грусть, составляли сюжеты, передавали движения предметов (в ветреный день) .
Последовательность выполнения тонирования листа
для рисования пейзажа
1. Выберем расположение листа: расположим лист горизонтально.
Намечаем линию горизонта, которая отделят небо от земли.
2. Возьмем на кисть немного синей краски, делаем несколько легких мазков. Размоем немного водой Смыть с кисти синюю краску.
3. Добавим в синюю краску белую, тем самым добиваясь нужного голубого цвета. Кисть работает в разных направлениях.
4. Постепенно вводим фиолетовую краску, объединяя их при помощи белой краски, добиваясь плавного перехода цветовых пятен.
5. Затем вводим желтую краску. Используем белую краску для создания облаков.
6. Смешиваем на листе желтую, синюю и красную краску. Добиваясь коричневого цвета. Выполняем цвет земли. Можно менять последовательность смешивания основных красок между собой. Движение кисти идет в горизонтальном направлении.
7. Добиваемся плавного перехода цветовых пятен друг в друга. Размываем чистой водой в небольших количествах границы пятен.
Последовательность выполнения пейзажа («Осень веселая») :
1. Возьмем подготовленные листы. Листы у нас располагаются
горизонтально. Обратите внимание на цвет неба (голубое) и земли (коричневая светлая).
2. Возьмем на кисть немного коричневой краски и нарисуем вертикально (с верху в низ) стволы деревьев. К низу делаем чуть толще, путем примакивания кисти. Затем тоненькой кистью рисуем ветки деревьев. Более толстые у ствола и тоненькие к концу.
3. Берем зеленую краску и формируем крону деревьев концом кисти (примакиваем кисть возле веток дерева). А так же несколько опавших листьев внизу листа под деревьями. Хорошо промываем кисть, вытираем тряпочкой.
4. Берем красную краску, добавляем к зеленой, продолжая формировать крону. Подрисовать опавшие листья. Хорошо промыть кисть, протереть тряпочкой.
5. Берем желтую краску, добавляем к зеленой и краской листве. Частично закрываем ствол в верхней чести дерева.
6. Далее – оранжевую краску. И так же добавляем к зеленой, красной и желтой листве. Под деревьями добавить оранжевой листвы.
Деревья «оделись» в яркий, праздничный наряд. Осень получилась пестрая, золотая, очаровательная. У нее веселое настроение.
Последовательность выполнения пейзажа («Осень грустная») :
1. Возьмем подготовленные листы. Листы у нас располагаются
горизонтально. Обратите внимание на цвет неба (темное, синее, пасмурное) и земли (коричневая, темная).
2. Возьмем на кисть немного коричневой краски и нарисуем
стволы деревьев, вертикально, с низу в вверх. Немного наклоните концы в сторону (передавая ветреный день).
3. Затем тоненькой кистью рисуем ветки деревьев. Более толстые у ствола и тоненькие к концу. Сделать наклоны веток в туже сторону, что и стволы. Хорошо промываем кисть, вытираем тряпочкой.
4. Возьмем краску цвета охра. Примакивая концом кисти, рисуем листья (совсем немного на ветках и летящие листья по направлению ветра). Немного листьев под деревьями. Хорошо промываем кисть, вытираем тряпочкой.
5. Затем необходимо на отдельном листе смешать голубую и белую краску, добиваясь еле заметного голубого цвета. Взять немного краски на кончике кисти и нарисовать косые прерывистые линии (дождь).
6. Этим же цветом, под деревьями немного размоем краску, создавая эффект луж.
Деревья скинули листву, стало пасмурно, холодно, ветрено, дождливо и настроение у осени грустное.
Стихи
Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
(В. Семернин)
Птиц провожают
В дорогу леса:
Долгое эхо
Летит в небеса.
Птиц провожают
В дорогу луга:
Выросли травы
В большие стога.
Даже вослед им,
Как будто крылом,
Пугало машет
Пустым рукавом.
(В. Степано
Листопад
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
(В. Авдиенко)
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, –
Дождь из листиков и я.
(Л. Разводова)
На кусте-кусточке –
Жёлтые листочки,
Виснет тучка в просини, –
Значит, дело к осени!
В красных листьях бережок.
Каждый листик – как флажок.
Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется!
Осень, кажется мне, тоже
К октябрю готовится.
В красных листьях бережок.
Каждый листик – как флажок!
(И. Демьянов)
Загадки
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я -.
(Осень)
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года -.
(Осень)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.
(Осень)
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)