Копылова Наталья
Вариант рабочей программы для детей 5–7 лет «Радуга севера» образовательная область художественно-эстетическое развитие.
▼ Скачать + Заказать документы
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд затрагивает все области развития ребенка и предусматривает организацию самостоятельной познавательной деятельности. Развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза. Развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов. Способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи. Вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности. Воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности. Развивает творческое воображение и художественный вкус.
Публикация «Вариант рабочей программы для детей 5–7 лет „Радуга севера“ образовательная область художественно-эстетическое развитие,» размещена в разделах
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал.
Народное искусство в силу своей простоты и доступности, жизнерадостного и живого характера играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, развития воображения, самостоятельности, художественного вкуса. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, т. к. несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира, тем самым создает достаточно прочные основы для творческой деятельности ребенка.
Реализуемая Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др., «От рождения до школы», предусматривает знакомство с народными промыслами регионов нашей страны, но не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к большой и малой Родине. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и быт народов родного края. Воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они живут, уважение к народностям, населяющим наш округ.
Цель: развитие творческих способностей детей; содействие личностному росту и формированию эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.
Задачи:
• формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
• знакомить с различными художественными техниками;
• развивать конструкторские навыки и умения;
• развивать творчество, фантазию, воображение и индивидуальность в работе;
• способствовать самостоятельному познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
• развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами;
• Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы;
• формировать интерес детей к культуре коренных народов Югры;
• знакомить детей с декоративно-прикладным искусством народов ханты;
• Воспитывать основы уважительного, заинтересованного отношения к культуре ханты;
• Воспитание качеств человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца;
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Продолжительность реализации программы «Радуга севера» 2 года. Содержание программы выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса в соответствии с возрастными особенностями и по мере развития моторных умений у детей. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение учебного года, с 1 сентября по 31 мая, исходя из принципа тематических циклов.
Продолжительность занятия в зависимости от возрастных особенностей детей составляет 25-30 минут, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Новизна и актуальность: в настоящее время, когда идет движение в защиту национальных культур, процесс возрождения многих обычаев, обрядов, традиций стал возможен исключительно благодаря «семейной памяти».
Семья оставалась и остается надежным хранителем культуры, обычаев, обрядов. В традиционной обско-угорской семье осуществляется дифференцированный подход к воспитанию мальчика и девочки. Мальчик - это будущий кормилец, охотник, рыбак. Девочка- это будущая хранительница очага, хозяйка дома, мать. В традиционной жизни ханты рано приобщали детей к изготовлению народной игрушки. Обско-угорская народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Ее мотивы разнообразны, а пропорции четко соблюдены. Цветовая гамма узоров, орнаментация соответствуют декору народной аппликации обско-угорских народов. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Этот вид декоративно-прикладного искусства у обско-угорских народов является особо привлекательным и доступным для детей. Тема создания народной куклы ханты очень заинтересовала меня, это послужило причиной включения в программу цикла занятий по изготовлению разных кукол народа ханты.
Таким образом, можно предположить, что для ребенка приобщение к культуре коренного народа той местности, где он живет - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинство культур других народов, что бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития, развития творческих способностей. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование мной игровой технологии «погружения» в культурную и бытовую среду коренного народа.
Направления работы.
• Развитие творческих способностей;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Познавательное развитие
Принципы построения педагогического процесса.
• От простого к сложному.
• Системность.
• Принцип тематических циклов.
• Индивидуальный подход.
Оборудование и материалы:
• природный материал, собранный совместно с детьми;
• подручный материал (ткани, нитки, пуговицы и др.);
• прочие материалы (различные крупы, мука, соль);
• разные виды бумаги, картон, пластилин;
• ножницы, клей, кисточки, подложки;
• детские фартуки;
• полотенца, тряпочки, щетка и совок.
Основные организационные формы и методы:
• Интерактивные экскурсии;
• наблюдения;
• тематические выставки;
• компьютерные презентации;
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя;
• показ схемы последовательности выполнения работы, образца;
• анализ продукта деятельности;
• дидактические;
• пальчиковые игры;
• динамические паузы;
• моделирование проблемной ситуации;
• использование сказочного героя;
• коллективно-творческие дела;
• рассматривание картин, иллюстраций;
• чтение сказок и легенд народов Югры;
• слушание;
• сотрудничество с родителями и социальными партнерами (МУБК ЦБС городская библиотека №3, историко-культурный центр города, детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого).
Учебно-методический комплекс:
• наглядно-дидактический материал;
• демонстрационный материал;
• литература по художественному творчеству;
• сувенирные изделия северных народов;
• мультимедийный проектор;
• персональный компьютер;
• интерактивная доска;
• принтер;
• музыкальный центр;
• телевизор;
• развивающие DVD и CD диски;
• презентации к занятиям;
• развивающие игры.
Интеграция образовательных областей :
• Познавательное развитие- познавательно-исследовательская деятельность: экскурсии, пространственные отношения, закрепление счета, цвета, формы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
• Социально-коммуникативное развитие- коммуникативная деятельность: беседы, обсуждения, составление рассказов, коммуникативные игры. Игровая: дидактические, творческие, игры на развитие воображения.
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
• Речевое развитие- восприятие художественной литературы и фольклора: чтение сказок, легенд, загадок. Словесные игры и дидактические упражнения, пополнение словарного запаса.
• Физическое развитие- двигательная деятельность: физ. минутки, динамические паузы, игры малой подвижности.
Каждый педагог заинтересован в тесном сотрудничестве с родителями. Ведь педагогам, и детям необходима заинтересованная поддержка, обратная связь, эмоциональный отзыв на результат совместного творчества. Взаимодействие с родителями:
• консультации;
• информационные листки;
• буклеты;
• сбор информации;
• информационный стенд;
• настольно-демонстрационная система;
• презентации;
• участие семьи;
• обратная связь - отзывы родителей;
• посещение историко-культурных центров города, библиотеки.
Оценочные средства:
• выставки детских работ;
• художественные конкурсы (внутри ОО, городского, общероссийского масштаба и др.);
• достижения (дипломы, сертификаты);
• дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
Ожидаемый результат:
• разовьются творческие, художественные, конструктивные, познавательные, способности;
• овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с различными видами материалов и простейшими инструментами;
• освоят обобщенные способы работы;
• совершенствуют мелкую моторику рук;
• разовьется интерес к результату и качеству поделки;
• разовьется поисковая деятельность;
• сформируется положительное отношение к труду;
• сформируется интерес и уважительное отношение к культуре коренных народов Югры;
• будут иметь представление о прикладном искусстве народов Югры;
Предлагаемая мной программа «Радуга севера» предусматривает художественно-эстетическую направленность, которая будет способствовать развитию у детей художественного вкуса и творческих способностей, содействовать личностному росту и формированию эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.