Галина Тукачёва
Тема организованной деятельности «Изучение свойств и качеств соли»
Тема организованной деятельности «Изучение свойств и качеств соли».
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Публикация «Тема организованной деятельности „Изучение свойств и качеств соли“» размещена в разделах
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Работа над словарё м: лаборатория, лупа, эксперименты
Создание среды для организации и проведения занятия: столы, кристаллы соли, соль поваренная, ложечки, прозрачные пластмассовые стаканчики, прозрачные небьющиеся стаканы, лупы, фартуки и шапочки
Ход ОД
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня я хотела бы вам рассказать о …. А вот о чём, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Это (соль)
Воспитатель: Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Дети, а что вы знаете про соль? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться со мной в лабораторию чудес, чтобы познакомиться со свойствами соли?
Воспитатель: Ну что ж готовы работать в лаборатории и узнать много нового о соли?
(ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Раз, два, три - покружись и в учёных превратись.
Воспитатель: Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты. Здесь находится очень много различного оборудования. Чтобы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности
При работе с солью надо соблюдать:
- не трогать руками глаза,
- соблюдать тишину
- не толкать соседа во время работы
- сначала посмотри, а потом повтори
- выполнил и положи на место
Чтобы стать работниками лаборатории, нам нужно одеть специальную одежду. Осторожно проходим к своему месту аккуратно берем фартук шапочку со стульчика и одеваем (одеваем фартуки и шапочки). И так внимание.
Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?
Дети: Чтобы смотреть.
Воспитатель: Пальчики?
Дети: Чтобы трогать, щупать.
Воспитатель: Уши?
Дети: Чтобы слушать.
Опыты с солью:
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты
Опыт № 1: Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики). (на тарелочках три горки соли : мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешек)
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера, похожа на камешки.
Опыт № 2: Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)
Вывод: Соль сыпучая
Вывод: Соль твердая, хрустящая
Опыт №3 В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась)
Вывод: Соль растворяется в воде
Опыт №4 Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)
Вывод: Вода стала соленной
Воспитатель: Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Опыт №5 (показ воспитателя)
Воспитатель Ребята, как вы думаете, а в соленой воде можно утонуть? (ответы детей) Мы сейчас проверим.
Мне нужны 2 помощника: 1 ребенок берет банку с простой водой, а 2 ребенок насыпает в банку много соли. Ребята, куда делась соль у___ (растворилась). Какой стала вода? (соленой). Опустите картофель в банки. Что произошло в банке у ___, а у___ (в соленой воде картофель плавает). Какой вывод можно сделать?
Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью и вы наверно немного устали?
Физкультминутка:
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают
(ритмичное зажмуривание глаз,
После отдыхают
(приседают, руки свободные).
Воспитатель: Мне очень понравилось как вы сегодня работали в лаборатории, особенно …
- Что за кристаллики мы сегодня с вами рассматривали?
- Соль
- Какая Соль по цвету?
- Соль белая
- Какая соль на вкус?
- Соленая
- Чем пахнет соль?
- Соль не имеет запаха.
- Что произойдет с солью если насыплем ее в стакан с водой?
- Соль растворится в воде
- Какая будет соль на вкус?
- Соленая
- Что произойдет с предметом если его поместили в соленую воду?
- предмет не утонет, а будет плавать.
-Скажите, а можно ли человеку есть много соли?
- Много соли есть нельзя -это опасно для здоровья.
Воспитатель: Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов.