Наталья Горшкова
Использование игр-экспериментов в работе с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр- экспериментов в работе с детьми
Дети дошкольного возраста- пытливые исследователи. Они познают окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать ему условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие его вопросы, экспериментированные актуально для детей с нарушением зрения. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии.
Публикация «Использование игр-экспериментов в работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Элементарное экспериментирование начинается в детском саду с группы раннего возраста. Оно вызывает у малышей живой интерес и восторг. Исследовательскую деятельность с малышами следует начинать с демонстрационных опытов.
В начале задается проблема, воспитатель спрашивает у детей, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.
Дошкольники высказывают предположения, объясняют свои догадки. Очень важно выслушать всех желающих высказать свое мнение. Проведение опыта, последовательность всех действий воспитатель должен обязательно сопровождать словами. Подводя итоги, можно еще раз поинтересоваться у детей, как получился результата и что на это повлияло. Возможно, во время наблюдения за происходящим у детей возникли новые варианты ответов. Выводы следует делать совместно, задавая наводящие вопросы. В конце эксперимента нужно поблагодарить всех за участие.
Практически всегда опыты вызывают живой интерес у детей. И они сразу же хотят их повторить. Воспитатель должен быть готов к такой ситуации и заранее подобрать все необходимые материалы в соответствующем количестве, учитывая патологию зрения. В зависимости от имеющегося времени и устойчивости интереса можно повторить опыт несколько раз, предоставляя детям возможность совершать определенные действия самостоятельно.
Таким образом дошкольники знакомятся с различными свойствами веществ, получают элементарные знания об основных физических и химических явлениях.
Если в младшем возрасте дети только начинают экспериментировать, то в старшем уже могут выполнять многие опыты самостоятельно. Для этого в группе необходимо подобрать карточки- схемы, на которых с помощью картинок и символов нарисована последовательность действий каждого эксперимента. Для читающих детей может быть напечатано название опыта и подписаны картинки с изображением необходимого оборудования.
Эксперименты могут быть самыми разными, но главное- интересными и привлекательными для дошкольников, они должны также соответствовать их возрасту и зрительной депривации. Не стоит забывать и о технике безопасности. В лаборатории в свободном для детей доступе могут быть только те вещества и материалы, которые безопасны для их жизни. Например, соду, лимонную кислоту, уксус и другое, необходимо использовать с большой осторожностью и только непосредственно самим воспитателем после тщательного продумывания всех возможных нюансов, которые могут возникнуть во время проведения опыта.
Объяснять правила проведения опытов нужно начиная с самого возраста, тогда в будущем у детей будут сформированы устойчивые навыки безопасного поведения во время экспериментирования:
• работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам;
• использовать материалы, которые не используются в группе при большом количестве детей;
• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»)
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут.
Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития, познавательных интересов детей и зрительных возможностей.
Структура проведения игры- экспериментирования
• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• проведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
• вопросы детей.
Основное оборудование и материалы
1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3,5 минут, компасы, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов, шоколадных конфет, деревянные катушки.
5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6. Разные виды буаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная и другие.
7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл, марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки поддоны и другое.
Игры –экспериментирования
для детей среднего дошкольного возраста.
1. Нюхаем, пробуем, трогаем и слушаем:
• Игра «Угадай, что звучит» (ширма)
• Игра «Отгадай по запаху»
• Игра «Отгадай по вкусу»
• Игра «Отгадай на ощупь».
2. Почему все звучит? - подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
3. Прозрачная вода –выяснить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
4. Вода принимает форму –выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
5. Какие предметы могут плавать?
6. Делаем мыльные пузыри.
7. Подушка из пены.
8. Воздух повсюду.
9. Воздух работает : дать представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары)
10. Можно ли менять форму камня и глины.
11. Свет и тень.
12. Замерзшая вода.
13. Тающий лед.
14. Разноцветные шарики- получить путем смешивания основных цветов новые оттенки.
15. Песочная страна- познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
16. Водяная мельница- дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
17. Фокусы с магнитами.
18. Солнечные зайчики.
19. Что растворяется в воде?
20. Что отражается в зеркале?- познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
21. Волшебное сито.
22. Игры с песком- закрепить представления о свойствах песка.
23. Фантанчики.
Занятия-эксперименты для детей старшего дошкольного возраста.
1. Какая бывает вода?
2. Вода- растворитель. Очищение воды.
3. Сила тяготения.
4. Упрямые предметы- познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией.
5. Волшебные стеклышки (микроскоп, лупа, подзорная труба, телескоп, бинокль).
6. Почему предметы движутся? - познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение».
7. Хитрости инерции.
8. Что такое масса?- познакомить с чашечными весами.
9. Воздух- свойства воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
10. Солнце дарит нам тепло и свет- познакомить с понятием «световая энергия».
11. Почему дует ветер?
12. Почему не тонут корабли?
13. Путешествие капельки- познакомить детей с круговоротом воды в природе.
14. Чем можно измерять длину?
15. Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
16. Откуда взялись острова?
17. Как происходит извержение вулкана?
18. Как появляются горы?
19. испытание магнита.
20. Как сделать звук громче?
21. Почему поет пластинка?
22. Почему в космос летают на ракете?
23. Что такое молния?
24. Почему горит фонарик?- познакомить с батарейкой- хранителем электричества- и способом использования лимона в качестве батарейки.
25. Электрический театр- наэлектризованные предметы могут двигаться.
Таким образом, исследовательская деятельность дошкольников, самостоятельный поиск информации и детское экспериментирование дают возможность обогатить содержание воспитательно -образовательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество. Ребенок обогащает речь и получает возможность применить полученные знания из разных областей на практике, ощутить уверенность в себе, почувствовать вкус к исследовательской деятельности, развить самостоятельность.
Литература
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
2. Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения.
Метелина Н. О. Слушай во все уши (опыты со зву