Наталья Головач
Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель МБДОУ №93 г. Томска Головач Н. Е.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком уровне умственном и нравственном в
сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев.
Публикация «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни, мышление является наглядно - действенным и наглядно - образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений, опытов, экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума,подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала?
Тема моей работы с детьми: «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста».
Так как отдельных занятий по познавательному развитию по программе «Детство» нет, то изучая методическую литературу: О. А. Воронкевич, О. В. Дыбиной, Н. А. Рыжовой и т. д., выделила отдельные разделы, по которым и построила свою работу и составила перспективные планы. В 2007 -2008 году этот план был разработан, в 2008-2009 уч. году опробован. Это способствовало более эффективной работе, невозможности упустить тот или иной материал.
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Мир огромен и разнообразен. Чтобы знания детей были систематичными, перспективные планы по познавательному развитию в старшей и подготовительной группах детского сада были разработаны по блокам:
• Мир природы.
• Мир предметов (физических явлений).
• Мир человека.
В каждом занятии по познавательному развитию, дети получают новую информацию об окружающем мире и его явлениях. Занятия провожу в виде игр, наблюдений, использую комплексные и интегрированные занятия. Для того, чтобы процесс был увлекательным, на занятиях используются куклы - Любознайка (ст. гр.) и Дед Знай (под. гр.) Дети к ним привыкли и с удовольствием с ними играют.
В работе с детьми я придерживаюсь высказывания великого Конфуция:
«Что я слышу – забываю, что я вижу – понимаю, что я делаю – я помню!»
Опыт, является одним из методов познания детей. Поэтому на занятиях помимо предлагаемых понятий, знаний, мы проводим опыты. Они не сложны и доступны в проведении и подготовке к ним.
Для работы с детьми созданы картотеки опытов и схем :
Песок и глина.
Вода и воздух.
Человек.
Интересные опыты.
Дети охотно принимают участие в их проведении. У нас в группе разработаны правила работы с различными материалами : с песком, стеклом, с водой. Дети их хорошо знают и выполняют. Они находятся у нас в уголке для экспериментирования. (правила прилагаются)
Для того, чтобы дети не только могли провести опыт, но и сделать правильные выводы, они должны уметь логически мыслить, рассуждать. В утренние часы я провожу индивидуальную работу с детьми, используя материалы папки «Интеллектуальная мастерская». Эта работа позволяет более глубоко развивать речь и мышление детей.
В нашей группе много дидактических игр на развитие логики, мышления, памяти. Они находятся в «Уголке почемучек», дети самостоятельно могут ими пользоваться. Многие игры сделаны своими руками.
Для групповой работы разработаны картотеки дидактических игр:
Д/и на тему «Человек».
Д/и по природному миру.
Д/и с предметами.
Для занимательных игр я использую «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ», когда знакомимся с новым материалом и его свойствами (металл, пластмасса, дерево, резина и т. д., а так же с ширмой.
В педагогическом процессе все взаимосвязано. Так и в познавательном развитии ребенка все взаимосвязано. Невозможно провести опыт или поставить эксперимент без предварительной подготовки, наблюдений. Поэтому я разработала перспективные планы по наблюдениям (1 раз в месяц) и по экспериментированию (1 раз в месяц) Введена форма работы «Минутка на эксперимент». Наблюдения и эксперименты мы проводим на прогулке и в группе в вечерние часы. Все результаты фиксируются в журнале исследований группы, и работах детей. А также собирается фотоматериал.
Для того чтобы родители были вовлечены в процесс познания мира их ребенком, провожу анкетирование, консультации. Индивидуальную работу. В этом году была введена новая форма работы с родителями и детьми - домашние задания по экологическому дневнику дошкольника. Родители охотно выполняют эти задания с детьми. В группе мы обсуждаем, доказываем и проверяем правильность выполнения задания,опираясь на наблюдения, которые мы проводим в детском саду и дома.
Два раза в год проводится диагностика по познавательному развитию и экспериментированию. Результаты за прошлые 2 года были очень хорошие, т. к. работа велась последовательно, систематично и была интересна детям.
В заключении, хочется сказать о том, что я буду продолжать работать в заданном направлении, так как развитие познавательных способностей у детей, способствует их всестороннему развитию, как личностей. Дети охотно принимают участие в их проведении. У нас в группе разработаны правила работы с различными материалами (правила прилагаются)
Для того, чтобы дети не только могли провести опыт, но и сделать правильные выводы, они должны уметь логически мыслить, рассуждать. В утренние часы я провожу индивидуальную работу с детьми, используя материалы папки «Интеллектуальная мастерская».
В нашей группе много дидактических игр на развитие логики, мышления, памяти. Они находятся в «Уголке почемучек», дети самостоятельно могут ими пользуются.
Для групповой работы разработаны картотеки дидактических игр:
-Д/и на тему «Человек».
- Д/и по природному миру.
-Д/и с предметами.
Для занимательных игр я использую «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ», когда знакомимся с новым материалом и его свойствами (металл, пластмасса, дерево, резина и т. д., а так же с ширмой.
В педагогическом процессе все взаимосвязано. Так и в познавательном развитии ребенка все взаимосвязано. Невозможно провести опыт или поставить эксперимент без предварительной подготовки, наблюдений. Поэтому я разработала перспективные планы по наблюдениям (1 раз в месяц) и по экспериментированию (1 раз в месяц). Наблюдения и эксперименты мы проводим на прогулке и в группе (минутка на эксперимент). Все результаты фиксируются в журнале исследований группы, а также собирается фотоматериал.
Для того чтобы родители были вовлечены в процесс познания мира их ребенком, провожу анкетирование, консультации. Два раза в год проводится диагностика по познавательному развитию и экспериментированию.
Для того, чтобы процесс был увлекательным, на занятиях используются куклы - Любознайка (ст. гр.) и Дед Знай (под. гр.) Дети к ним привыкли и с удовольствием с ними играют. Вот и я предлагаю вам познакомиться с ними и немного поиграть.