Исаева Нина
Консультация «Обучение чтению дошкольников в игровой форме»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение чтению дошкольников в игровой форме
Перед педагогом стоит практическая задача, как наполнить занятие разнообразными играми и материалами. Так как занятия два раза в неделю в течение года, нужно придумывать что-то новенькое и интересное.
Формирование навыка успешного чтения зависит от:
1. Развития психических процессов (память, мышление, внимание, восприятие)
От того как развиты эти процессы будет зависеть насколько быстро ребенок научиться читать.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Восприятие нужно ребенку, для того чтобы он видел образ буквы, слышал звуки. Восприятие у дошкольников носит непроизвольный характер.
Память нужна чтобы запомнить все буквы алфавита. У дошкольников она образная, лучше запоминается картинка, чем сказанное слово. Дети запоминают лучше то, что сказано эмоционально. То, что для них захватывающе, интересно, то что их удивит, какой-то сюрпризный момент, то они лучше запомнят.
Мышление - для того чтобы понять, как соединяются буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения.
Внимание нужно, чтобы ребенок мог сосредоточиться на какой-то учебной задачи.
2. Развитие речи.
К четырем годам ребенок старается произносить звуки правильно, он уже может выделить звук в слове. В пять лет ребенок уже может составить рассказ по картинкам. Самое лучшее время для начала обучению чтения это 4-5 лет.
Задача педагога на начальном этапе сформировать у ребенка стремление учиться, сделать так чтобы ребенку было интересно.
Ведущая деятельность на занятиях с дошкольниками это игровая, занятия должны проходить в игре. Нужна смена деятельности, чтобы ребенок не уставал, долго на чем-то сосредоточиться они не могут, в силу своих возрастных особенностей.
«Сделать серьезное занятие занимательным, вот задача первоначального обучения.»
Ушинский.
Этапы обучения чтению:
1. Разбираем структуру слова, делим слова на слоги, знакомство со звуками, чтение по слогам.
2. Чтение слов.
3. Чтение предложений.
Игра на развитие слоговой структуры слова.
Игра «Ладошки».
Цель: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.
Материал: предметные картинки, картинки в форме ладошек.
Ход игры: педагог показывает картинку и называет название предмета, а дети должны отхлопать каждый слог. После отхлопывания дети должны сказать, сколько слогов они насчитали. Если один слог показываем одну ладошку, если два две и т. д
Одним из важных этапов при обучении чтению является развитие фонематического слуха-умение определять звуки в слове, их количество и последовательность.
Игра "Лови звук"
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
Ход игры: педагог называет ряд звуков, дети, когда слышат заданный звук хлопают, топают и т. п.
Игра «Поменялся звук»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
Ход игры: педагог называет предмет в комнате, но меняет первый звук в слове, а дети должны отгадать предмет (например зампа-лампа)
Игра «Найди звук» (в начале, в середине или в конце слова)
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в начале, середине или в конце слова.
Материал: предметные картинки, звуковые схемы.
Ход игры: педагог показывает картинку и проговаривает название слова, а дети должны выделить заданный звук в начале, в середине или в конце слова.
Игра «Рулетка»
Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук.
Материал: кегля от детской игры «Боулинг»
Ход игры: педагог крутит рулетку (кеглю, на кого она покажет, тот ребенок называет слово на заданный первый звук.
Игры и упражнения, знакомящие детей с буквами, способствуют запоминанию букв, правильному написанию букв.
Игра «Разрезные буквы».
Цель: способствовать запоминанию букв и развитию наглядно-действенного мышления, предупреждение ошибок в написании букв (зеркальное написание, написание "вверх ногами", ошибочного написания вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).
Материал: карточки с буквами, разрезанные на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать, так чтобы получалось 3-5 деталей).
Ход игры: предлагайте ребенку собирать буквы.
Игра «Умные буквы».
Цель: запоминать буквы, развивать внимание, учиться определять первый звук в словах.
Материал: распечатанные буквы с картинками.
Ход игры: обвести букву по контуру карандашом, раскрасить картинки начинающие на определенный звук.
Игра «Лабиринты»
Цель: запоминать буквы, развивать моторику, внимание, умение рисовать безотрывную линию.
Материал: картинки с лабиринтами.
Ход игры: пройти от большой буквы до картинки, прокладывая дорожку по заданной букве.
Самое сложное в обучении чтению – это слогослияние.
Игра «Дорожки-проводилки».
Цель: научить соединять буквы в слоги.
Материал: игрушки черепаха, человечек, машина, самолет, картинки с буквами.
Ход игры: надо тянуть первый звук до тех пор, пока черепашка не доползет (машинка не доедет, человечек не добежит, самолет не долетит) до второй буквы.
Игры на чтение слогов и слов.
Игра «Лифт».
Цель: научить чтению слогов
Материал: звуковые домики и буквы из картона.
Ход игры: педагог выкладывает вертикально буквы в ряд, получился домик в котором живут буквы, заданная буква катается на лифте и приходит в гости к соседям, дети читают слоги.
Игра «Пчелы на поляне»
Цель: научить чтению слогов.
Материал: цветы из цветной бумаги, карточки со слогами.
Ход игры: детям предлагается представить себя пчелами, собрать цветочки и прочитать слоги.
Игра «Аэродромы»
Цель: научить чтению слогов.
Материал: листы бумаги в формате А4, на которых написаны слоги.
Ход игры: листы бумаги аэродромы, детям предлагается представить себя самолетами, педагог диспетчер. Самолет летает вокруг аэродромов, диспетчер объявляет посадку каждый раз на разные аэродромы.
Игра: «За грибами».
Цель: научить чтению слогов.
Материал: корзина и карточки со слогами.
Ход игры: ребенок вместо грибов собирает карточки, читает слоги и складывает в корзину.
Игра «Ребусы».
Цель: научить чтению слов.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: педагог демонстрирует карточку с ребусом, детям предлагается назвать слова, выделить первый звук и обозначить его буквой, должно получится слово из первых букв.
Игра «Рыбалка».
Цель: научить чтению слов.
Материал: карточки со словами, картинки, удочки.
Ход игры: дети ловят карточки, переворачивают, читают слова и кладут карточку на соответствующую картинку.
Игра «Большая стирка».
Цель: научить чтению слов.
Материал: стиральная машина из картона, карточки со словами, веревка, прищепки.
Ход игры: достать карточки из стиральной машины, повесить на веревку сушить, прочитать слова, сделать звуко-буквенный разбор слова.
Спасибо за внимание! Желаю Вам интересных занятий!