Эльвира Музяева
Конспект образовательной деятельности «Обитатели воды — рыбы» для воспитанников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Обитатели воды– рыбы»
Цель: формирование познавательно - исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с обитателями воды – рыбами.
Задачи:
формировать представления о сходных чертах внешнего строения рыб (место обитания, строение, способ передвижения);
расширять представления детей о свойствах воздуха (как дышат рыбы в воде и в каком виде находится воздух в воде) опыт №1;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Обитатели воды — рыбы“ для воспитанников старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу посредством элементарного экспериментирования опыт №2;
формировать у старших дошкольников умение устанавливать причинно-следственные связи.
Создание среды для организации и проведения НОД: презентация к занятию, проектор, экран, чашки, вода, шприцы, под. масло, пластилин, лупы, рыбки (игрушки, фартуки, шапочки.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Ребята, я сегодня по электронной почте получила письмо. Не знаю, кто отправил, но написано для детей старшей группы «Капелька».
Хотите, посмотреть? (да). Слайд 1
Очень загадочное и интересное письмо. Я никак не могу понять, о чем оно. Предлагаю вмести подумать.
Как вы думаете, что это? (карта-схема).
О чем говорится в этой схеме? (о воде).
Почему вы думаете, что о воде? (ответы).
Кому нужна вода? (растениям, людям, животным и т. д.)
А кто, всю жизнь проводит в воде? (рыбы).
Вы хотели бы, больше узнать о них? (да).
2. Основная часть
А чтобы узнать об их жизни, куда мы должны попасть? (в подводный мир).
Для этого нужно закрыть глаза и произнести такие слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы подводный мир откроем
О котором не забудем.
(Дети приседают, опускают голову)
(Звучит морская музыка. Появляются рыбки.) Слайд 2-4
Ребята, кого вы здесь видите? (морская звезда, рыба–ангел, морской окунь, рыба-клоун и т. д.)
А кроме морских обитателей, что вы видите? (водоросли, кораллы, молюски, пузыри).
А откуда там пузыри? (ответы детей).
Интересно, получается, что под водой тоже есть воздух, и рыбы как-то дышат, как и мы. А может быть, они дышат как-то по-другому.
А чтобы все это проверить, куда мы должны попасть? (в лабораторию).
Для этого нужно закрыть глаза и произнести такие слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем.
(Звучит музыка. Появляется лаборатория) Слайд 5
Куда мы с вами попали? (в лабораторию).
Что мы должны сделать, первым делом? (надеть специальную одежду).
(дети надевают фартуки и шапочки).
Кем вы сейчас будете? (исследователями).
А кто такие ученые-исследователи? (ответы).
В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Слайд 6
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорят;
-нельзя шуметь и мешать друг другу;
нужно отвечать на вопросы;
делиться своим мнением.
Что вы знаете о природе? (природа бывает живая и неживая).
А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?
(к живой.)
Почему вы так решили (рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются).
- Ребята посмотрите на картинки (иллюстрации акулы, дельфина, карася, сома, щуки, и др.)
Как их называют, одним словом? (рыбы).
А чем же они отличаются друг от друга? (размером, формой, цветом).
На столе карточки для каждого ребенка (на карточках туловище рыбы)
А давайте попробуем найти, сходства и сделаем зарисовки. Слайд 7
У всех рыб есть -
1) плавники, (схема) А для чего рыбам плавники? Верно, рыбы плавают при помощи плавников. Шевелят плавниками и передвигаются. (дети рисуют)
2) хвост, (схема) А для чего нужен хвост? При помощи хвоста, рыбы могут поворачивать вправо и влево. (дети рисуют)
3) жабры, (схема жабр) Необходимы ли рыбам жабры? А для чего? Да, рыбы дышат жабрами. (дети рисуют рыбам жабры)
4)чешуя (схема) А вы держали когда-нибудь рыбку в руках? Какая она на ощупь? (скользкая) Чешуя помогает рыбам плавать, обеспечивает рыбе большую скорость, а еще защищает от хищников). (дети дорисовывают)
А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом.
- Ребята, рыба живое существо, а значит, она не только двигается, но и дышит как все живое.
- Чем дышат люди? (воздухом).
А чем же все-таки дышат рыбы? (ответы).
Выдвижение гипотез (предложений)
Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?
Предлагаю проверить, действительно ли есть воздух в воде.
Опыт № 1.
В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.
- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?
- Какие они?
- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: в воде есть воздух.
- Оказывается рыба, как и все живые существа, дышит воздухом, растворенным в воде. Рыба заглатывает воду ртом, воздух остается в рыбке, а вода выходит через жабры.
Какой сделаем вывод?
Вывод: рыба дышит воздухом, растворенным в воде.
Скажите, а рыба может дышать как и мы на суше? (ответы)
Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.
- Но человек может помешать рыбам, как?
- Что может загрязнить реки?
Опыт № 2.
В емкость с водой капнуть масло растительное.
- Что наблюдаем? (ответы детей).
- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.
- Что происходит с живыми организмами (погибают).
Какой сделаем вывод: нельзя загрязнять водоемы.
Ребята, нам пора вернуться, в детский сад.
(Дети снимают фартуки и шапочки).
Для этого нужно закрыть глаза и произнести такие слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем.
3. Заключительная часть
Где мы с вами сегодня побывали?
Кем вы сегодня были?
Что нового узнали о рыбах?
Как дышат рыбы?
Ребята, если вам было интересно путешествовать и работать в лаборатории предлагаю, рыбки подарить яркую чешуйку, а если нет то темную чешую.
Пустим её в море, и пусть расскажет своим друзьям, какие вы молодцы!