Валентина Назарова
Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)
Детям – логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т. д.
Публикация «Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек - все это связано с работой памяти, когда еще недостаточно развито мышление.
Для улучшения памяти, а через нее и мышления, необходимо у детей воспитывать приемы запоминания и припоминания. В этом и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания) как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем – то, что ребенок уже знает и помнит. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.
Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем – то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется,- запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается.
Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.
Для эффективной коррекционной работы создала и использую тактильные тренажеры по всем временам года, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи.
Технологическая карта к тактильным тренажерам
«Удивительные времена года»
Вид игры Дизайн игровой среды Игровые цели Технология игры
Область «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Предметно – обучаемая, экологическая, коррекционно- развивающая,
дидактическая, познавательная, обучающая. Макеты четырех тренажеров
(зима, весна, лето, осень, на которых расположены вращающиеся круги. Круги разделены на сектора, все сектора разные на ощупь, из различного природного и бросового материала (скорлупа яиц, кора и почки деревьев, перья, вата, нитки, шнурки, тонкие веточки и т. д.) Все материалы ассоциируются с каждым временем года 1. Расширять знания детей о характерных особенностях времен года, явлений окружающего мира.
2. Закрепить умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических, тактильных аналогий, владение устных коммуникаций.
3. Развивать долговременную память, тактильную память, устойчивое внимание, мышление, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику, связную речь, интонационную выразительность речи.
4. Обогащать, активизировать, систематизировать словарь детей по лексическим темам.
5. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному и животному миру. Дидактические игры:
«Назови признаки времен года»
«Угадай на ощупь»
«Живое и неживое»
«Парные картинки»
«Четвертый лишний»
«Что сначала, что потом»
«Когда это бывает»
«Загадаем, отгадаем»
«Что из чего»
«Легкий -тяжелый»
«Один-много»
Составление рассказов по сенсорно-графической схеме