Татьяна Ермоленко
Мастер-класс для педагогов «Использование интеллект-карт в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам мой мастер-класс «Использование интеллект – карт в развитии речи дошкольников». Для начала своего выступления, мне нужно выбрать две фокус группы, попрошу выйти шесть человек.
А начну я свое выступление со слов известного мыслителя Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
С введением ФГОС ДО возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий, методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности, как любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а так же познавательное развитие. Одной из таких технологий является метод создания интеллект – карт, которые обеспечиваю высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности и способствуют развитию всех компонентов речи, взаимодействию детей со взрослыми.
Автором данного метода является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта. В мир дошкольных технологий, интеллект — карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта - это инструмент визуального представления и записи информации.
Интеллект карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием.
Например, давайте проведем с вами небольшой блиц – опрос, причем вы отвечаете на вопросы не задумываясь, первой ассоциацией, которая придет в голову и так:
- Русский поэт
- Народные промыслы России
- Фольклор
- Семья
Обычно ассоциации идут именно такие, которые вы назвали.
Хочу вас спросить, может кто-то из вас применяет в своей работе этот метод? Поднимите пожалуйста руку. Прекрасно, я вас попрошу быть моим помощником, руководителем фокус группы. Если вы не знакомы с этим методом, я сейчас познакомлю вас с этапами создания интеллект – карты, а потом вместе попытаемся пройти по этим этапам. Для создания максимально эффективной, интересной и запоминающейся интеллект – карты следует придерживаться следующих простых правил:
1. Лист предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширить и модернизировать. Располагать главную идею (общая тема, предмет в центре листа.
2. Использовать цветные карандаши (ручки, фломастеры, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
3. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект – карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева, чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
4. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово, для детей дошкольного возраста использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
5. Деталей на карте может быть столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Я начала изучать этот метод 2 года назад. Мы создали с детьми интеллект – карты спектр цветов, домашние животные, хлеб всему голова, сказочная гжель и т. д. можно выбирать любую тему, вплоть до создания интеллект - карты как итогового продукта каждой тематической недели. Очень мне помогают интеллект – карты при закреплении речевого материала по временам года. Эти карты можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше. За сравнительно недолгое время использования, я вижу положительную динамику в речевом развитии моих детей, стали более активными при разговоре, пополняется словарный запас, быстрее и легче запоминают изученный материал. Во время составления карты мы с детьми рассуждаем, анализируем, синтезируем и обобщаем сведения.
Уникальность интеллект - карты в том, что, информация не спрятана, постоянно находится на виду и легко запоминается, а совместное её создание добавляет ценности в глазах моих детей. Карты ума можно использовать как индивидуально, так и по подгруппам, фронтально занять детей разной деятельностью. Дети могут делать интеллект –карты с родителями, как домашнее задание.
Вы знаете, что 2022 год объявлен годом искусства и нематериального культурного наследия народов России, направлено на подержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Мы с детьми составили несколько интеллект – карт на тему «Дымковская игрушка», «Русская матрешка», «Гжелевская роспись», «Спектр цветов».
А сейчас я предлагаю вам самостоятельно создать интеллект – карты. Главная идея вашей интеллект – карты, уже расположена в центре листа. Темы выбраны не случайно. Первая тема «Народные промыслы России». Вы поняли почему выбрана эта тема? Поскольку наш район многонациональный, где перекрещивается очень много различных культур и традиций, я предлагаю тему следующей интеллект – карты «Курский район – территория мира и согласия». Даю вам три минуты. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать картинки.
Выбираем главную идею (картинку, подбираем ассоциации, и далее по алгоритму,выполняем задание.
Пока фокус группа работает. Я поработаю с аудиторией. Предлагаю вам назвать ассоциации к теме «Фольклор».
А сейчас мы посмотрим, что у нас получилось.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги поделитесь пожалуйста своим мнением,продолжая начало фразы:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно….
- Теперь я могу….
- Я попробую…
- Расскажу своим коллегам….
Я благодарю вас за внимание, мне было очень интересно работать с вами, и поделиться своим опытом.