Антонина Кулик
Тема: Литературная гостиная (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Литературная гостиная.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о жанрах художественной литературы и художниках-иллюстраторах. Формировать представление о прекрасном, учить эмоционально реагировать на художественный образ, узнавать произведение по заданию, называть автора и героев произведения. Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые сказки, рассказы, басни, стихи.
Публикация «Тема: Литературная гостиная (старшая группа)» размещена в разделах
Коррекционные цели: формировать бинокулярное и стереоскопическое зрение, способствовать активизации, стимуляции и укреплению зрительных функций, активизировать ассоциативное мышление.
Словарная работа: народная сказка, авторская сказка, рассказ, басня, имена героев произведений.
Предварительная работа: ознакомление с особенностями жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня, малые фольклорные жанры, чтение произведений разных жанров, рассматривание иллюстраций к ним, ознакомление с творческой манерой художников-иллюстраторов, рисование любимых героев произведений, заучивание стихотворений.
Материал: красочные книги, аудиозапись детских песен из мультфильмов, портреты художников иллюстраторов, иллюстрации.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте улыбнемся друг другу. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь нашим гостям. Мы сегодня с вами находимся в литературной гостиной. Посмотрите, как много интересных книг на выставке. Они все такие разные: и по размеру, и по оформлению, и по содержанию. Есть книги совсем для маленьких деток, а есть для детей постарше, таких как вы. Вы любите, когда вам читают книги? Кто-то из вас уже умеет и сам читать.
Раздается стук в дверь. Входит Буратино.
Буратино: здравствуйте, ребята! Давно я у вас не был в гостях. Вы меня помните?
Воспитатель: здравствуй, Буратино! Добро пожаловать в нашу литературную гостиную. Присаживайся. Ребята помнят тебя, и даже знают из какой книги ты к нам пришел. Ребята, найдите на выставке книгу, героем которой является Буратино. Кто автор произведения о Буратино? Как вы догадались, что именно эта книга о Буратино? (по картинке на обложке).
Так можно ли по обложке догадаться, о чём книга?
Как называются картинки в книгах?
Кто создаёт иллюстрации? Каких художников-иллюстраторов вы знаете?
История о Буратино к какому жанру литературы относится? (авторская сказка).
Дети называют автора и название книги.
Восп: У нас на выставке есть и другие книги с авторскими сказками.
Д/И «Отгадайте название сказки по короткому отрывку»
Восп: Сейчас я буду читать короткие отрывки, а вы узнайте название сказки, ее автора и найдите эту книгу.
1. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего.
Что это за сказка? («Телефон» К. И. Чуковский)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Кто знает название сказки? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Кто автор сказки? (А. С. Пушкин)
3. Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
(М. Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши»)
Восп: Можно ли по другим обложкам догадаться, о чем книга? Найдите книги с народными сказками.
Дети находят по обложкам сказки «Курочка Ряба», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Сорока-ворона».
Восп: Как называются картинки в книгах? (Иллюстрации) Кто создает иллюстрации к книгам? (Художники-иллюстраторы) Назовите художника, который иллюстрировал эти сказки, потешки. Его рисунки напоминают нам нарядные дымковские игрушки.
Выставляется портрет Юлия Алексеевича Васнецова.
Восп: Ребята, сегодня к нам пришла «сказочная почта». Послушайте и скажите, какие герои прислали нам эти телеграммы.
«Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!»
«Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!»
«Спасите братишку сестрицы, его унесли длиннокрылые птицы».
«Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби».
Глазодвигательная гимнастика
Дети следят глазами за Буратино.
Мне на месте не сидится
Люблю я бегать, веселиться.
Люблю я прыгать и скакать,
Могу до солнышка достать.
Восп: А что за художник, который сам писал сказки, иллюстрировал их и создавал по ним замечательные, веселые мультфильмы? Найдите его книги.
Выставляется портрет Владимира Григорьевича Сутеева.
Восп: Давайте послушаем песни из мультфильмов и узнаем их.
Музыкальная пауза
Дети слушают с закрытыми глазами отрывок из песни, и называют мультфильм, из которого он взят.
Д/И «Пересеченные контуры – герои басни Крылова «Квартет»
Восп: Из какого произведения эти герои? Какого автора? Как называется жанр? В чем его отличительная особенность?
Дети: Басня похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. На примере поведения героев басни показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство, и др.
Восп: Какие вы еще знаете басни Крылова? Кто иллюстрировал басни Крылова?
Выставляется портрет Евгения Михайловича Рачева, его иллюстрации.
Восп: Чем характерны его иллюстрации?
Дети: Животные на его рисунках одеты в народные костюмы, а предметы украшены яркими затейливыми узорами.
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
Что б была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Восп: У нас на выставке есть книги с рассказами. Чем рассказ отличается от сказки?
Д/И «Узнай рассказ по эпизоду»
Читается эпизод из рассказов: В. Осеевой «Честное слово», Н. Носова «Живая шляпа», Е. Чарушина «Про Томку». Дети называют автора, название рассказа и находят книгу на выставке.
Восп: Кто создал иллюстрации к рассказу «Про Томку»? (Е. И. Чарушин)
Выставляется портрет художника Чарушина.
Восп: Чем характерны его иллюстрации?
Вы любите слушать стихи? Чем они отличаются от рассказа?
Д/И «Отгадай эмоцию»
Восп: Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы по его содержанию будете отражать на своем лице настроение. (А. Плещеев «Осенняя песенка», «Сельская песня», Майков «Колыбельная песня», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»)
Восп: Буратино принес для нас много интересных иллюстраций.
Буратино: Ребята, я запутался в иллюстрациях. Не знаю, какие из них к каким художникам относятся. Помогите мне разобраться.
Д/И «Положи иллюстрацию к своему художнику»
Дети выбирают иллюстрации Васнецова, Рачева, Сутеева, Чарушина и относят их к портретам художников.
Итог.
Буратино: Я вижу, что вы настоящие любители книг. Много знаете сказок, рассказов, стихов, знакомы с художниками иллюстраторами. Я хочу пожелать вам и дальше дружить с книгами, любить и беречь их. Я дарю вам вот эти книжки. Читайте с удовольствием.