Ильмира Хасбатова
«Кто как летает?» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная: Уточнить представления о летающих и не летающих птицах их приспособленности к полету. Рассказать о животных, которые могут летать или делать небольшие перелеты по воздуху. Расширить представления детей о механизмах помогающих человеку летать в воздухе.
Развивающая: Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: Закрепить знания о том, какую роль играет человек в защите птиц.
Ход
Каркуша: Кар, Кар. Здравствуйте!
Дети: Здравствуй, Каркуша!
Публикация «„Кто как летает?“ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Каркуша: .Я прилетела к вам по просьбе Старичка Лесовичка. Он меня попросил, чтобы я доставила вам письмо, оно лежит в этом конверте.
Воспитатель: Прочитаем письмо? «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы любите природу, много знаете о ней. Посылаю к вам Каркушу, расскажите ей все ли птицы летают? Умеют ли животные и человек летать? До скорой встречи. Старичок- Лесовичок».
Загадка:
Мы бываем разные:
Грудки ярко- красные,
Желтые, любые,
Даже голубые.
По весне мы гнезда вьем,
Песни весело поем.
Крылья нас зовут, в полет,
Кто отгадку назовет? (птица.)
Каркуша: Молодцы, отгадали загадку. А каких птиц вы знаете?
Воспитатель: Каркуша, дети не только назовут птиц, но и покажут их на картинках. Работа у стенда.
Каркуша: Молодцы! Знаете много птиц. Какую помощь вы оказываете птицам зимой?
Вос-ль: Что умеют делать птицы? Что помогает птицам летать? Если бы у птиц не было крыльев, как бы они летали?
Воспитатель: Давайте проведем опыт.
На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз.) Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист летел) Почему так происходит: листы одинаковые. А падают по- разному? Какой вывод из увиденного можно сделать? Бумажный шарик резко падает вниз, а лист парит в воздухе. Не скомканный лист – широкий он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. (дети выполняют).
Вывод: так же и птица парит в воздухе за счет своих расправленных крыльев.
Как расположены крылья птицы, когда она в воздухе? (расправлены).
Когда она находится на земле? (сложены на туловище).
Что же отличает птицу от других видов животных? (наличие перьев).
Посмотрите, на подносе лежат перья. Одинаковые ли они? Чем различаются? (размером, цветом, строением). Эти перья называются пуховые они обогревают птицу? Рассмотрите их и скажите: какие они? (мельче, чем маховые, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький)
Воспитатель: Ребята,как вы думаете где у птиц растут пуховые перья? Дети отвечают (на туловище, голове, спине, на лапах и т. д.)
Вос-ль: Эти перья называются маховые. Рассмотрите и скажите какие они (оно плотное, жесткое, больше по размеру, чем пуховое). Почему он именно такой? (чтобы птица была легче, чтобы она могла летать). А где у птиц расположены маховые перья? (ответы)
Рассматривают попугая (оперение).
Вос-ль:Каркуша, может, расскажешь, как летают птицы?
Каркуша:Я предлагаю вам фильм посмотреть как летают птицы.
Воспитатель:Крылья у птиц и хвост- это главное при полете. Раскрытыми крыльями и хвостом птицы как бы опираются о воздух, отталкиваются от него и летят. Когда же крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, поверхность опоры уменьшается, и птица уже не летит. Просмотр фрагмента фильма (как взлетает птица).
Вывод: модель: тело покрыто перьями; маховые, пуховые; сложенные, расправленные.
Воспитатель: Знаете ли вы птиц, которые не умеют летать? Попробуй отгадать мои загадки:
-Это птица –великан,
Бегает среди саванн.
Перья к шляпам- украшения.
Только бег ее спасение. (Страус)
-Неуклюжий, черно-белый,
На коротких ножках тело.
Ловко в воду он ныряет,
Рыбу клювом добывает. (пингвин).
Каркуша: Да кто же это такие? Я их никогда в родном лесу не встречала?
Воспитатель: Ребята, а где они живут?Правильно страусы и пингвины в наших лесах не водятся.
Каркуша: Птицы. Очень интересные птицы. Летать не летают, а только плавают да бегают. И зачем им тогда крылья,если они не летают?
Дети или воспитатель отвечает: Эти птицы не летают из-за того, что у них очень маленькие крылья в сравнении с телом. Но это птицы. Страус очень быстро бегает. Это осторожная птица, почуяв опасность, он спасается бегством. Живут страусы в Африке.
Каркуша. Где живут пингвины? (в Антарктиде.)
Работа у компьютера (просмотр фильма про пингвинов)
Воспитатель: Пингвины летать не умеют, а что они хорошо делают? (они умеют плавать.)Зачем же им крылья? (ими они гребут, как веслами.) Что любят пингвины? (рыбу).
Каркуша:Теперь я знаю, что есть птицы, которые не умеют летать. Но одни из них быстро бегают, а другие хорошо плавают.
Вывод: модель: перечёркнутые крылья, ноги страуса, водоём.
Воспитатель: Скажите, только ли птицы умеют летать? (ответы детей).
Каркуша: Кар! кар! Кроме птиц,никто не умеет летать!
Вос-ль: Ты не права,Каркуша, Кто еще ребята умеет летать? (ответы детей)
(Летать умеют бабочки, стрекозы, мухи и т. д.)
Работа у стенда «Насекомые».
Каркуша:. А кто они такие? (дети отвечают- насекомые).
Вывод: модель: прозрачные крылышки
Каркуша: Ладно с этим я согласна. Насекомые умеют летать но больше никто не умеет летать. Кар, кар!
Вос-ль: Ребята,а кто еще умеет летать?
(если дети затрудняются, отвечает сам). Хотите узнать, тогда слушайте есть животные, которые могут летать либо делать небольшие перелеты. Даже среди рыб есть летающие.
Каркуша: Кар,кар! Ну уж нет! В это я ни за что не поверю! Вы,наверное шутите?
Вос-ль: Я не шучу и мы с ребятами докажем это. Работа у стенда. (летуны)
Есть, например, летучие мыши. У них как у птиц, тоже крылья. Они способны к длительному полету. В этом им помогает особая перепонка, очень тонкая и эластичная. Есть также белка-летяга. Прочитайте рассказ В. Бианки «Голубой зверек» и вы узнаете
Как белка-летяга: перелетела с ветки на ветку ветку и тем самым спаслась от куницы.
Есть и рыбы, которые умеют летать. Это летучие рыбы. У этой рыбы длинные боковые плавники. Она быстро плавает под водой., в какой-то момент выскакивает из воды, раскидывает плавники и парит в воздухе. Модель: перепонки, хвост, плавники.
Воспитатель: Каркуша, а дети могут летать?
Каркуша: Выходите из- за столов. попробуйте взлететь. Не получается?
Воспитатель: Сам человек летать не может, но он издавна мечтал о полетах и поэтому начал создавать различные механизмы.
Каркуша: А какие летательные аппараты вы знаете?
Ответы детей (вертолет, самолеты, космические корабли, ракеты).
Воспитатель:
Человек придумал воздушный шар: если накачать его воздухом,он способен подняться на огромную высоту. Позже появились дирижабли самолеты, вертолеты. Работа с компьютером. (системный оператор) Модель: человек летать не может, механизмы.
Каркуша: Кар, кар! Так все ли птицы умеют летать? Умеют ли животные летать? Умеет ли человек летать?
Работа с системным оператором.
Каркуша: Да, я и не знала раньше, что кроме птиц есть еще и другие представители умеющие летать. Спасибо вам ребята! Полечу к старичку- лесовичку расскажу ему обо всем.
Воспитатель:
Мне было так приятно с вами заниматься. А вам?
Я хочу вам подарить сувениры-птички. Выберите себе:
Красные - было легко и интересно на занятие.
Синий- неинтересно, скучно.