Кубашова Нина Викторовна
Краткосрочный проект «Животные Севера» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто где живет? Животные Крайнего Севера».
Паспорт проекта
Название проекта : «Кто где живет? Животные Крайнего Севера».
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой
По количеству участников: групповой (дети 3-4 лет, педагоги, родители)
Характер контактов: среди детей одной группы
Публикация «Краткосрочный проект „Животные Севера“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные севера. Проекты
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Проекты
- Темочки
По продолжительности: - краткосрочный (1 неделя с 15.01.2018г по 19.01.18г)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность:
Мы живем на крайнем севере, это наша малая родина. Наша задача, как педагогов и взрослых людей, приложить усилия к тому, что бы наши дети узнавали и полюбили природу родного северного края. Для этого необходимо знакомить детей с родной природой, расширять и углублять их знания, пробуждать интерес к жизни северных животных и птиц. Поэтому возникла необходимость внедрения проекта, который позволил бы познакомить детей с животными Крайнего Севера, с условиями и месте их обитания – тундре, а так же формировать у детей представления о том, какую пользу приносят одомашненные виды северных оленей.
Проблема: как в суровых условиях Крайнего Севера могут выжить животные?
Гипотеза: животные смогли успешно приспособиться к суровым условиям северного климата.
Мотивация: медвежонок Умка живёт с мамой на Севере в Арктике. Он любит путешествовать и очень любознательный. Умка хочет узнать кто его соседи – животные, которые живут в тундре: поможем медвежонку и сами узнаем много интересного о жизни животных Крайнего Севера.
Цель проекта : Знакомство детей с некоторыми видами животных Крайнего Севера, формирование у детей представлений об условиях и месте их обитания.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с некоторыми видами животных Крайнего Севера, с животными, обитающими в тундре;
- Формировать представления об условиях жизни и месте обитания животных через различные виды деятельности;
- Формировать у детей представления о том, какую пользу приносят человеку животные родного края на примере северного оленя.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к обитателям родного края – животным и птицам, желание больше узнавать о животном мире Крайнего Севера через различные виды деятельности;
- Развивать мышление, воображение, внимание, умение видеть красоту природы Крайнего Севера;
- Развивать связную речь детей, обогащать словарь;
- Развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе родного края,
- Воспитывать бережное отношение к природе, к животным и птицам;
- Воспитывать в детях сочувствие и добро.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
Педагог:
Определение темы проекта
Формулировка цели и разбивка на веер задач
Составление плана основного этапа проекта
Подбор литературы, иллюстраций, картинок с изображением животных, тундры, подготовка презентации «Животные Крайнего Севера»
Подбор игр: пальчиковых, подвижных, дидактических
Родители:
Информация родителей о предстоящем проекте. Привлечение родителей к участию в проекте.
Дети:
вхождение в проект.
Основной этап:
Проведение совместной деятельности: познанию (экология) по теме «Животные севера» (приложение 10); развитие речи - ознакомление с худ литературой - сказка И. Истомина «Мышонок и Олененок» (приложение 9)
Чтение художественной литературы: сказка в пересказе В. Привалова «Отчего у белого, медведя нос чёрный», ненецкая сказка «Кукушка»; заучивание - М. Корнеева «Медвежонок» (приложение 5)
Подборка загадок о животных севера (приложение 6)
Беседы: «Кто где живет? Животные нашего северного края», «Наши добрые друзья - северные олени»
Художественно творческая деятельность: рисование на тему «Белая шубка для мишки» (приложение 11); аппликация на тему «Животные севера. Угостим Умку» (приложение 7); лепка «Мишка на севере» (приложение 8)
Создание презентации с использованием ИКТ «Животные севера» (приложение «Презентация»)
Подбор и организация дидактических и подвижных игр. (приложение 2 и 3, комплекса утренней гимнастики (приложение 4)
Подбор пальчиковой гимнастики и физминутки (приложение 1)
С помощью родителей группы организация выставки совместных с детьми работ «Животные севера»;
Оформление папки – передвижки «Расскажите детям о животных нашего северного края»; (приложение «Родителям)
Заключительный этап:
Беседа – закрепление детей «Кто живет на Крайнем Севере?»
Конкурс работ совместно с родителями «Животные севера» (рисунок, аппликация, поделка)
Выставка работ совместно с родителями «Животные севера» (рисунок, аппликация, поделка)
Трансляция результатов проекта (доступно для просмотра педагогам детям и родителям)
Конкурс работ на тему «Животные севера»
Выставка работ совместно с родителями «Животные севера» (рисунок, аппликация, поделка)
Презентация альбома «Животные севера»
Ожидаемые результаты:
Формируются представления о том, почему тех или иных животных называют животными севера, хищные животные; об условиях и месте их обитания. Дети знакомятся с представителем тундры и севера – северным оленем.
Осознание родителями важности экологического воспитания дошкольников.
Деятельность по осуществлению проекта
«Кто где живет? Животные севера»
Познавательное развитие
Совместная образовательная деятельность по познанию Тема: «Животные Севера»
Цель: Познакомить детей с некоторыми видами животных Крайнего Севера
Задачи:
Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж, их внешнем виде, образе жизни и повадках.
Совместная образовательная деятельность по развитию речи (по ознакомлению с художественной литературой) Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок».
Цель: формирование у детей представлений о животном мире через чтение худ литературы. – сказки И. Истомина «Мышонок и олененок».
Задачи:
- формировать представление о животных (северном олене и мышке) через чтение сказки;
Беседа на тему «Кто где живет? Животные севера»
Беседа на тему «Наши друзья - северные олени»
Художественно- эстетическое развитие.
Рисование в технике примакивания «Белая шубка для мишки»
Цель: знакомство с обитателем Севера - белым медведем.
Задачи:
-формировать представление о внешнем виде белого медведя;
- формировать умение создавать образ белого медведя приемом «примакивание» (пальчиками, ватными палочками) через трафарет.
Аппликация на тему «Животные Севера. Угостим Умку».
Цель: Формирование знаний детей о животных Севера.
Задачи:
- Дать представление о животных Севера : олень, тюлень, белый медведь.
- Закреплять умение называть животных и их детенышей.
- Формировать умение понимать образный смысл загадок, сочетать движения и речь.
-Формировать умение создавать композицию из готовых форм.
Лепка по теме: «Мишка на севере»
Цель: Формирование представлений детей об обитателях севера на примере белого медведя
Задачи:
- Продолжать формировать умение детей работать с пластилином: отщипывать пластилин кусочками нужного размера, скатывать шар, сплющивать его в ладонях, раскатывать колбаску, соединять детали между собой;
- Активизировать словарь детей.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
сказка в пересказе В. Привалова «Отчего у белого, медведя нос чёрный», ненецкая сказка «Кукушка»; заучивание - М. Корнеева «Медвежонок»
Цель: Формирование представлений детей о природе и животном мире Крайнего Севера на примере художественной литературы.
Задачи:
- Продолжать формировать умение детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.
- Формирование умения заучивать стихи, читать их с выражением.
Развитие мелкой моторики, интеллекта и речи.
Пальчиковая игра «Олененок», «Накорми зверей», загадки о животных севера
Физическое развитие
Подвижные игры
«Важенка и оленята», «Шонди (солнце)»
Цель: Формирование представлений детей о животных и природе севера посредством подвижной игры
Задачи: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Физминутка «Белые медвежата»
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры «Один - много», «Назови семью»,
Цель:
- Формирование умения детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей;
- Закрепление знаний детей названий диких животных, их детенышей
Беседа на тему «Кто где живет? Животные севера»
Беседа на тему «Наши друзья - северные олени»
Работа с родителями
Цель: Осознание родителями важности экологического воспитания дошкольников
С помощью родителей группы организация выставки совместных с детьми работ «Наши друзья – северные олени»;
Оформление папки – передвижки «Расскажите детям о животных нашего северного края»;
Заключение.
В ходе проведенной деятельности по осуществлению проекта «Кто где живет? Животные севера» обогащен знания детей в сфере экологического воспитания путем использования различных видов деятельности, разных методов и приемов, расширены знания о животном мире, дети познакомились с некоторыми представителями животного мира Крайнего Севера. С этой целью проведены: совместная образовательная деятельность по познанию (экология) по теме «Кто где живет? Животные севера»; по развитию речи (ознакомление с худ литературой) - чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»; Беседа на тему «Кто где живет? Животные севера», «Наши друзья - северные олени».
У детей формировалось доброжелательное отношение к животным и природе в целом. Развивались навыки продуктивной и художественной деятельности при проведении лепки «Мишка на севере», аппликации «Животные севера. Поможем олененку», рисования методом примакивания «Белая шубка для мишки». Развивались и закреплялись навыки коммуникации, обогащался словарь, развивалась связная, при проведении бесед, образовательной деятельности; развивались физические навыки в при проведении подвижных игр «Важенка и оленята», «Шонди (солнце)», комплекса утренней гимнастик «Наши соседи – белые медведи».
Привлечение родителей к участию в проекте (организация выставки совместных с детьми работ «Наши друзья – северные олени»;
оформление папки – передвижки для родителей «Расскажите детям о животных нашего северного края») содействует укреплению отношений родителей с ребенком, позволяет обеспечить участие родителей в образовательном процессе и жизни группы.
В ходе проекта усвоен алгоритм создания проекта : постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Приложение 1
Пальчиковая игра и физ минутка
«Белые медвежата».
На заснеженной горе
(рисуем ладошкой в воздухе гору)
Все деревья в серебре.
(шевелим пальчиками обеих рук)
Трое белых медвежат
(показываем три пальчика)
Поиграть с тобой хотят.
(соединяем ладошки вместе)
Покидать снежки друг в дружку,
(имитируем игру в снежки)
Пробежаться до опушки,
(пальчики бегут по столу или по коленкам)
С горки весело скатиться,
(скатываемся правой ладошкой по тыльной стороне левой руки)
В толщу снежную зарыться.
(накрываем кулачок правой руки левой рукой)
«Олененок»
Оленёнок в тундре жил, (сделать руками рожки)
Головой крутить любил. (повороты головой вправо, влево)
Оленёнок мох искал, (топание ногой на месте)
Снег копытом разгребал. (топание ногой на месте)
А потом вдруг убежал». (бег на месте)
"Накорми зверей"
Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя- медвежонок (Загибать пальчики, начиная с
У тюленя- телененок, с большого)
У пингвина- пингвинёнок,
У оленя- олененок.
А теперь кормить их будем.
Травку дам оленю,
Пингвину и тюленю рыбы дам,
Мишке белому- медку,
А моржу дам молоко.
Приложение2
Дидактическая игры:
Д/и «Один-много»
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Один тюлень (много тюленей)
Один журавль Стерх (много журавлей Стерхов)
Один морж (много моржей)
Одна сова (много сов)
Один песец (много песцов)
Один медведь (много медведей)
Один заяц (много зайцев)
Одна куропатка (много куропаток)
Один северный олень (много северных оленей).
Д/и «Назови семью»
Тюлень – тюлениха – тюленята
Морж – моржиха – моржонок
Медведь – медведица – медвежонок
Волк – волчица – волчонок
Заяц-зайчиха –зайчонок
Лис-лиса- лисенок
Олень-важенка-олененок
Приложение 3
Подвижные игры
П\и «Важенка и оленята»
Бродит в тундре Важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому,
Все, что не понятно.
Топают по снегу
Оленята малые,
Терпеливо слушают
Наставленья мамины.
Ход игры:
(Дети–оленята бегают по тундре, ищут мох, едят его. По сигналу «Волк
идет!» убегают в свои домишки–обручи. Тот, кто не успеет занять свой
домик, считается пойманным. Пойманного олененка волк уводит с собой.
Важенка, у которой остались оба олененка, считается самой заботливой, а ее
дети–самыми послушными).
П\и «Шонди» (солнце)
Цель: Развивать ловкость при беге, умение координировать свои движения.
Оборудование: Маска солнца
Ход игры:
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед – назад и на каждый шаг
говорят «Шонди» («Солнце»). Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает
руки в стороны). Солнце старается заляпать игроков.
Указания: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Приложение 4
Комплекс утренней гимнастики
для второй младшей группы.
«Наши соседи – белые медведи».
Дети входят в зал.
Воспитатель предлагает им отгадать загадку:
«Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
Дети. Белый медведь.
Воспитатель. Правильно. Вы когда-нибудь были в Арктике? А белых медвежат вы видели? Сегодня мы с вами отправимся в гости к белым медвежатам и сами станем белыми медвежатами.
Ходьба, корригирующие упражнения (1 минута).
Упражнение1 «Согреем лапки».
Трем ладошку о ладошку до создания тепла. Повторить 2 раза.
Дыхательное упражнение «Дуем на лапки».
Вдох, ненадолго задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить2 раза.
Упражнение2 «Сильные медвежата».
И. П — ноги слегка расставлены, руки в стороны. Руки поднять к плечам. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Не наклоняйтесь вперед».
Упражнение3 «Умные медвежата».
И. п. : ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться в одну сторону. Вернуться в исходную позицию. Наклониться в другую сторону. Вернуться в исходную позицию. По 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.
Упражнение4 «Медвежата ловят рыбку».
Исходная позиция: Присесть. Дотронуться до пола. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп медленный.
Упражнение5 «Веселые медвежата».
Исходная позиция: руки на поясе. Чередовать с ходьбой 8 прыжков. Повторить 2 раза.
Заключительная часть
Упражнение «Устали лапки медвежат».
Массаж рук и ног— постукивание по ногам и рукам пальчиками рук (1 мин).
Упражнение «Прощание с белыми медвежатами».
Наклоны вперед с глубоким выдохом (15 секунд).
Ходьба по залу (20 секунд).
Приложение 5
Ненецкая сказка «Кукушка»
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью.
— Мама, мы тебе водички принесли.
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
Рассказ «Отчего у белого, медведя нос чёрный» В. Привалов
Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!
В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.
Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чё м дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!
Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!
Стихи для заучивания
«Белый медвежонок» М. Корнеева
Белый медвежонок маленький
Никогда не носит валенки:
Не боится он ходить пешком
Прямо по сугробам босиком.
«Олень» С. Михайлов
Ищет свежий ягель
Северный олень.
По пустыне снежной
Ходит целый день.
Приложение 6
Загадки про животных севера
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он -.
Ответ: Тюлень
Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается?
Ответ: Куропатка.
Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож,
Любитель рыбы - бурый.
Ответ: Морж
По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит.
Ответ: Полярная сова.
В Антарктиде кто не знает
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же.
Ответ: Пингвин
Эта птица, тоже хищник,
В тундре северной живёт.
Любит зайцем подкрепиться,
Не шумлив её полёт.
Чисто – белым опереньем
Сплошь покрыта, с головой.
А в учебниках зовётся
Она. (Полярною совой).
Странный гладкий серый кот
Рыбу ест, во льдах живет,
Есть усы, и хвост, и ротик,
Кто же это? - Морской.
Ответ: Котик
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? - Белые.
Ответ: Медведи
В холодной плавает воде отличный рыболов,
На льдине отдыхает, свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна.
Ответ: Тюлень
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный.
Ответ: Олень
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут.
Ответ: Песец
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага -
Есть копыта и рога! (Лось)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат Меду и малине рад. (Белый медведь)