Шулбаева Алена
Комплекс игр для развития зрительной и слуховой памяти
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Комплекс игр направленных на развитие зрительной и слуховой памяти».
Память — это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. Память — это «процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)»
ПАМЯТЬ
Зрительная-
Публикация «Комплекс игр для развития зрительной и слуховой памяти» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Темочки
связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая - способность качественно и эффективно воспринимать звуковую информацию, удерживать в памяти и воспроизводить по памяти.
Основные функции комплексной помощи.
1. Диагностика проблемы.
2. Информация о проблеме и путях ее решения.
3. Консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы.
4. Помощь на этапе решения проблемы.
Основные принципы содержания и формы работы.
1. Соблюдение интересов ребенка.
2. Системность.
3. Непрерывность.
4. Вариативность и рекомендательный характер.
5. Индивидуальный подход.
ЗАДАЧА
Создать адекватные условия для развития и обучения школьников
Сравнительный анализ процесса памяти.
У школьников, имеющих речевые проблемы, выявились такие особенности:
• трудности в переработке зрительной информации,
• недоразвитие пространственного синтеза,
• снижение слухоречевой памяти, связанные с замедлением темпов созревания коры головного мозга.
менее сформирован процесс опосредованного смыслового запоминания.
Особенности развития зрительной и слуховой памяти у школьников имеющих нарушения.
• значительное ослабление памяти (ограниченный объем запоминания;
• снижена продолжительность запоминания смысловой информации;
• склонность к механическому бездушному заучиванию материала;
• сложности с воспроизведением словесного материала;
• сложности в самоорганизации мнемонической деятельности.
Следствия нарушения памяти
• трудности в усвоении программы;
• снижение продуктивного потенциала;
• школьная дезадаптация.
Пути и средства педагогической поддержки.
• учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);
• организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
• визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем);
• многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;
• определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);
обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.
Требования к дидактическим играм.
• процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятие, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как цвет, форма, величина, пространственное расположение и т. д. ;
• процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов;
• должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр;
• необходимо обеспечивать развития самоконтроля;
• игра должна способствовать развитию произвольной памяти.
Заключение
Работа по развитию слуховой и зрительной памяти состоит из коррекционной работы самих общих нарушений речи и коррекции нарушений слуховой и зрительной памяти. Мероприятия по развитию слуховой и зрительной памяти включают в себя комплекс упражнений и игр, способствующих развитию данных видов памяти.
Школьный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Рассматривая вопрос о характеристике памяти, как познавательного процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Очень важно при развитии психического процесса — памяти интеллектуально-пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.
В таких условиях, возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.
Приложение.
Наш Полкан попал в капкан.
Везет Сенька с Санькой Соньку на санках
Три свиристели еле-еле свистели на ели.
Грабли. - грести, полозья - ползти.
метла - мести, весла - везти,
Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит.
У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
Слушаем и рисуем
Цель: развить слуховую память и внимание.
Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуйте предметы, о которых в нём говорится.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра - вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка -
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.
Цель: развить слуховую память и внимание.
Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точноотражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепилих из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.