Елена Игнатенко
Использование нестандартного физкультурного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья дошкольников. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. (слайд 1,2)
Публикация «Использование нестандартного физкультурного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Kак разместить физкультурное оборудование, чтобы оно не занимало много места, было легко переносимое и многофункциональное в условиях нашего малокомплектного детского сада, где одно помещение является и игровой комнатой, физкультурным и музыкальным залом. (слайд 3)
Работая над этой проблемой я нашла выход - использовать нестандартное оборудование, которое помогает детям добиваться более четкого представления о движении, формирующегося на основе ощущений и восприятий : мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и т. д. (слайд 4)
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и др.
Я выбираю современные предметы, которые привлекают необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. (слайд 5)
Изготовленное нестандартное оборудование я подразделяю на следующие группы:
• для развития правильного дыхания
• для снятия зрительного напряжения
• для развития глазомера
• для профилактики плоскостопия
• формирования правильной осанки (слайд 6)
Например для проведения дыхательной гимнастики сделана игрушка «Ветерок», которая представляет собой пластиковую бутылку с трубочкой, наполненную пенопластовой крошкой. (слайд 7)
«Веселый зонтик» применяется для дыхательной гимнастики, причем в зависимости от времени года и проводимого мероприятия «зонтик» может менять свои элементы (бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки, снежинки и т. д.) (слайд 8)
Для проведения зрительной гимнастики использую цветные шарики; игрушечные бабочки на палочке, предлагая детям проследить глазами за движущимся объектом; игры на развитие глазомера «Поймай шарик» При проведении логоритмических упражнений используем разнообразные атрибуты, а проблема развития речи у детей становится очень актуальной в последние годы, и к сожалению в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста-логопеда, поэтому я стараюсь оказать помощь детям с незначительными нарушениями речи в условиях обычного детского сада. (слайд 9)
С целью профилактики плоскостопия мною создан разнообразный материал: массажные коврики разной фактуры: пуговок, пробок от бутылок; ребристые коврики. Массажеры для самомассажа, сделанные из капсул от киндер-сюрпризов и крышек от бутылок, нанизанных поочереди на ленту, маленькие палочки, обычные неразборные игрушки от киндер-сюрпризов (используются для массажа пальцев ног. Упражнения для массажа используются во время гимнастики после сна и как элемент физкультурного занятия. (слайд 10)
Применение нестандартных пособий физические занятия и утреннюю гимнастику вносит разнообразие и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. С нестандартным оборудованием я объединяю физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования деталей, внесение новых пособий, их перестановка - все это помогает реализовывать занятия разных типов : как развлекательного характера, так и тренировочного ; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий. (слайд 11, 12,13)
Красочность нестандартного оборудования привлекает внимание детей. «Мягкие гимнастические палочки», представляют собой паралоновые бруски, обшитые яркой тканью с липучками на концах. Используем их как гимнастические палки, а так же кольца для выполнения общеразвивающих упражнений. (слайд 14)
«Весёлые гантели» сделаны из пластиковых бутылок, наполненных камушками, украшенные аппликацией, так же используются в комплексах утренней гимнастики, флажки, шары, ленты, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. (слайд 15)
Мною разработаны конспекты занятий и развлечений с использованием нестандартного оборудования, которые успешно применяю на практике. Эти занятия увлекательны для детей и позволяют закрепить разнообразные двигательные навыки, а также решить обучающие задачи. (слайд 16,17)
Для создания нового оборудования пролистываю много литературы, пользуюсь интернетом, но в большинстве случаев на новые идеи наталкивают сами дети. Например, представляя себя суперменами мальчишки играли с целлофановым пакетом, которой развивался на ветру наполняясь воздухом и мне пришла идея использовать на занятии мешки с которыми можно выполнять различные упражнения. Детям очень нравится. (слайд 18)
Так появился и парашют дети от него просто в восторге. Игры с парашютом позволяют тихим и застенчивым быстрее адаптироваться в коллективе сверстников. Активным и гиперактивным- научиться соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом. С парашютом можно играть во многие хороводные игры. (слайд 19)
Слайд 20
Бегать, прыгать, скакать – для детей естественно. Но при всей своей любви к движениям и «нестоянии» на месте, наши любимые энерджайзеры довольно быстро утомляются. Им нравится заниматься тем, что они сами придумали. Прыгать по чьим-то правилам или пробежать пару кругов для того, чтобы укрепить мышцы – уже обуза. Это я учитываю при внедрении нестандартного оборудования в детском саду – я стараюсь привлекать детей к его созданию. Пускай они почувствуют себя маленькими творцами. Так например во время олимпийских игр мы с детьми много разговаривали, смотрели презентацию,посвященную зимним Олимпийским играм в Сочи. В ней была представлена информация и о городе проведения игр, о символике Сочинской Олимпиады, о видах спорта, в которых будут соревноваться спортсмены.
Тогда детей очень заинтересовал керлинг. Немного фантазии и вместе с детьми мы сделали вот такие снаряды, придумали свои правила и дети с удовольствием играют. (слайд 21)
Мною разработаны и реализуются проекты
- «Развитие движений в дошкольном возрасте -это потребность или путь к здоровью?» по использованию нестандартного оборудования, цель которого более быстрое и качественное формирование двигательных умений и навыков, способствующих повышению интереса к физкультурным занятиям. (слайд 22)
- «Закаляясь с каждым днем, здоровее мы растем» цель которого: добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Воспитание привычки здорового образа жизни и самоорганизации. (слайд 23)
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Ведь основа ЗОЖ закладывается в первую очередь в семье, а в детском саду мы продолжаем ее. Родителям я предлагаю принимать активное участие в изготовлении нестандартного оборудования. Даю рекомендации: из какого материала и как изготовить. Ведь например переходить полосу препятствий из собранных вместе с родителями элементов становится во стократ интереснее. (слайд 24)
Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, дают «клятвенные» обещания хорошего поведения в обмен на участие в спортивных соревнованиях.
Мой творческий поиск продолжается и сегодня. Совсем недавно моё внимание привлекла технология степ-аэробики. Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе) Степ – аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Снаряд очень полезен в работе с детьми в воспитании у них физических качеств : ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект. (слайд 25)