Дзадзаева Кристина Викторовна
Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Свойства воды и песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Тема: “ Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста”. “Свойства воды и песка”.
Как гласит Китайская пословица:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
“ Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.
“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал”.
В. А. Сухомлинский
Дети младшего возраста - природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно- исследовательская деятельность!
Цель: познакомить детей со свойствами воды : жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие о важности воды в жизни людей, животных и растений.
Задачи:
Образовательная:
Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы, делать самостоятельные выводы и умозаключения. Расширять и активизировать словарный запас детей, развивать речевую активность.
Развивающая:
Развивать умение понимать речь взрослого и активно реагировать на нее.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Материалы и оборудование: капельки, одноразовая посуда на каждого ребенка, краски, кисти, набор иллюстраций, камешки, сахар, лимон.
Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение и рассматривание книги К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино-горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.
Актуальность:
Одной из актуальных проблем педагогики является развитие познавательных интересов дошкольников, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Теоретическая часть:
Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.
Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Для детей младшего возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно- символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира.
Для того чтобы игры- экспериментирования успешно осуществлялись в группе, мы постарались создать соответствующую предметно- пространственную среду. В которой главное место отвели центру экспериментирования “ Вода”; “ Песок”. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, цвета, может превращаться в лед, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (перышки, пробки) нет; если взять стакан с водой и подуть в трубочку, то образуются пузырьки, еще воду можно окрашивать и она не имеет формы
Также познакомили детей со свойствами сухого и мокрого песка.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю, до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3.
Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Практическая часть:
Здравствуйте ребята!
Здравствуйте! (дети)
Воспитатель (с игрушкой) : Ребята, к нам на занятие я пригласила гостя- моего друга, Кузю. Зайчик очень любит играть с водой и купаться. Но сегодня загрустил, потому что он ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и пригласила с нами поиграть с водой.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Для начала наливаем в два стакана воду, зовем 2х детей и просим понюхать и попробовать на вкус. (делаем выводы) Беру лед и объясняю, что вода может быть в виде льда, когда лед растает, он превратится в воду, а еще вода прозрачная.
Опыт 1:
“ Плавает, тонет”.
В тазик с водой опускаем камушки- они тонут, а перышко и пробка- нет.
Опыт 2:
“ Пузырьки”.
В стаканчик с кипяченой водой вставить трубочку и подуть в нее. Появляются пузыри. Попросить 3-4 детей тоже подуть в свои трубочки.
Опыт 3.
“ Окрашивание воды”.
Берем 3 стакана с водой, затем с помощью кисточки окрашиваем их в разные цвета гуашью: желтый, красный, зеленый.
Опыт 4:
“ Песок”.
Насыпаем песок в формочку и пробуем построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Приглашаем 2-3х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, смачиваем песок водой и пробуем построить. Куличик получается.
Заключение:
- Ребята вам понравились эксперименты?
-Да (дети)
-Зайчик благодарит вас, с вашей помощью Кузя узнал много интересного о воде!
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.