Юлия Ломакина
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Посиделки в народной избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема интегрированного занятия по изобразительной деятельности в старшей группе :
«Посиделки в народной избе».
Цель: воспитывать любовь к русским народным традициям.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с новыми элементами узоров Дымковской росписи, закреплять знания о дымковских игрушках, дымковской росписи;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в старшей группе „Посиделки в народной избе“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции, развивать умения и навыки детей пользоваться акварельными красками и палитрой для получения необходимого цвета;
Воспитательные: воспитывать уважение к труду, эмоционально- положительное отношение к народному декоративному искусству.
Оборудование и материалы: комната, оборудованная под народную избу, костюмы Василисы и Бабы Яги, деревянные ложки 6 штук; кисточки, акварельные краски, тряпочки, баночки для воды по числу детей, листы листа А4 по числу детей и заготовки юбок, вырезанных из листа А4 (в виде усеченного конуса) по числу детей, простые карандаши по числу детей, верхняя часть фигурки «Барышни» (вырезанные из бумаги, цветные ксерокопии) по числу детей.
Предварительная работа: просмотр с детьми презентации «Дымковская роспись», чтение русских народных сказок, обсуждение персонажей сказок, чтение поговорок о труде и о лени.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Сегодня у нас с вами не простое занятие. Скоро у нас наступает зима. Нас ждут замечательные праздники Новый год, Рождество.
Еще с древних времен зима на Руси считалась самым веселым временем в году. С полей был собран урожай, убран в закрома. Заготовлено сено для домашних животных (коров, лошадей, коз, кроликов). Люди делали запасы: солили капусту, огурцы, грибы, даже яблоки. В погреб на зиму складывали на хранение овощи: свеклу, морковь, репу. Запасались медом, мукой, крупой и зерном.
В зимнее время девушки на Руси часто собирались на посиделки. Все приносили угощение на стол, рассаживались на лавках, пели песни и при этом занимались рукоделием. Кто- то прял шерсть, сидя за прялкой, кто-то ткал полотно за ручным ткацким станком, а кто-то шил или вышивал. Многие в старину, в зависимости от места, где проживали, занимались каким-то народным промыслом.
Мы с вами отправимся в гости. А в гости мы с вами пойдем к Василисе Искуснице. Живет Василисушка в настоящей русской народной избе. По русским обычаям в гости не принято ходить с пустыми руками, поэтому я приготовила угощение- хлеба калач, вкусные ватрушки ложки- веселушки. Я прошу вас вести себя тихо, воспитанно, Василиса к нам из сказки пришла, из-за шума может и что плохое приключиться. (Воспитатель стучится в комнату «Русской народной избы»)
Василиса: - Добро пожаловать, гости званые да желанные!
Проходите, проходите, да на лавочки садитесь,
Самовар кипит, уж давно пыхтит,
Дорогих гостей чаем напоит.
(Дети проходят в горницу, усаживаются на лавках. На столе стоит самовар. Воспитатель кладет на стол калач.)
Воспитатель: Спасибо на добром слове!
Прими, хозяюшка, гостинцы наши.
Вот ложки да плошки,
Вот ватрушки от девочек- подружек,
А это хлеб- каравай, новый урожай. (Воспитатель кладет на стол гостинцы и стакан с деревянными ложками)
Василиса: - Спасибо, гости дорогие за ваше угощение! Располагайтесь удобнее в моей избе, а я вам расскажу и покажу, что в ней находится. (Рассказывает о предметах, утвари и их назначении)
Сюрпризный момент.
Кто-то стучит в дверь. Входит Баба Яга с горшком и что-то в нем помешивает ступкой, двигается под музыку и поет.
Баба Яга: - Что? Не ждали меня?
Дети и Василиса: - Нет!
Баба Яга: - А меня, как и друга моего Кощея Бессмертного, никто никогда не ждет. Зато все уважают! Сейчас как зельем вас накормлю, как заколдую!
Василиса: - Не уважают вас, а просто боятся и дружить с вами никто не хочет.
Баба Яга: (Говорит задумчиво и грустно) - Да. Даже последняя мышь из моей избушки на курьих ножках убежала. Есть ей, видите ли, нечего! И скучно у меня, говорит. Сейчас как зельем вас накормлю, как заколдую!
Василиса: - Ты, Бабушка Яга, не успела прийти, а ворчишь. Ты лучше у нас, у людей, уму разуму поучись. Люди хлеб в закрома засыпали, землю к зиме вспахали. Зима уже не за горами с длинными вечерами.
Воспитатель: - Будем теперь в гости друг к другу ходить, чаевничать, песни петь да слушать, пироги сытные с кренделями кушать. Рукоделием заниматься… Не соскучимся мы братцы?
Дети: - Нет!
Василиса: - Время хоровод завести!
(Дети заводят хоровод под русскую народную песню «Как у наших у ворот».)
Воспитатель: - А теперь ложкари постучите до зари! Слава нашим ложкарям, заиграйте ложки нам!
(Мальчики аккомпанируют «Камаринской»)
Баба Яга: - Как же весело у вас! Дети ваши и петь и плясать мастера! А я хочу с ними в уме и сообразительности посоревноваться. Можно?
Дети: - Можно.
Воспитатель: - Ты Баба Яга ленивая и наверно ни одной поговорки о труде не знаешь? А дети наши знают. Кто первый?
( Возможные варианты ответов детей: «Дело мастера боится», «Без дела жить- только небо коптить», «Маленькое дело лучше маленького безделья», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи»)
Воспитатель: - Баба Яга, а я про тебя поговорку знаю: «Лодырь как пень- лежит целый день».
Баба Яга: - Я сварливая, а Василиса у вас кроткая, скромная. Я ленивая, а Василиса какая?
Дети: - Трудолюбивая!
Баба Яга: - Я злая, а Василиса…
Дети: - Добрая!
Баба Яга: - Василиса – честная, а я-…
Дети: - Хитрая! Обманщица!
Баба Яга: - Ой, ой, ой! Меня здесь никто не любит! Все обижают! Василиса все умеет и ткет, и прядет и вяжет. Вон, какая красота у нее кругом!
Василиса: - А хочешь, Баба яга, мы тебя научим красоту создавать?
Баба Яга: - Конечно, хочу! Тогда я и в своей избушке красоту наведу, не хуже, чем у Василисы.
(Все проходят к столам с красками и кистями)
Воспитатель: - Мы сегодня с вами, ребята будем украшать Барышню в стиле Дымковской росписи. Обратите внимание цвета, которые используют художники. (Ответы детей.) Я вам предлагаю нарисовать на пробном листе простыми карандашами круги «Ягодки», волны «Вьюночек», овалы «Листики». Взяли правильно карандаши и попробуем вместе со мной. (Дети смотрят на доску)
Воспитатель: - Если у вас получилось, перенесите этот рисунок в виде повторяющегося мотива, орнамента на юбочку вашей Барышни. У кого- нет, я подойду, помогу. (Дети расписывают бумажные юбочки).
Баба Яга: - Мне помогите!
Воспитатель: - Хорошо, сейчас.
Воспитатель: - Дети, кто нарисовал, намочите кисточки, не забудьте лишнюю воду убрать о край баночки с водой или о салфетку, не забывайте промывать кисточку после каждой краски. Пользуемся только цветами, используемыми в Дымковской росписи. Если вам понадобится фиолетовый цвет, то мы должны смешать (Ответы детей). Когда закончите, подождите, пока высохнет краска. Когда краска высохнет, поднимите руку, я к вам подойду, и мы будем вашу Барышню «наряжать».
Баба Яга: - У меня как красиво получилось! Спасибо вам, дети! Научили меня уму- разуму. Пойду свою избушку на курьих ножках украшать. До свидания!
Воспитатель: - А мы, ребята устроим выставку работ прямо в избе у Василисы, пусть все дети. Кто сюда придет, любуются. Спасибо тебе. Василиса, за гостеприимство! До свидания! (Дети с воспитателем прощаются с Василисой и уходят в группу).
Использованная литература:
1. Примерное комплексно- тематическое планирование к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Старшая группа/В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-176 с.
(с. 34, рисование «Дымковская слобода»)
2. Практическая копилка воспитателя детского сада. /П. П. Дзюба. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.-253 с. : ил. - (Сердце отдаю детям).
(с. 11-14, «Русские посиделки»)
3. История Нового года/ (сост. Т. А. Стадольникова).- М. : РИПОЛ классик, 2014.- 40 с. :ил. -(Праздник к нам приходит).
(с. 26, «Сочельник»)