Анастасия Фокина
Роль воспитателя в физкультурно-оздоровительной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры. Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Но дома дети в основном заняты просмотром телепередач, компьютерными играми, занятиями и играми умственного плана. В редких семьях есть тренажеры или физкультурное оборудование. Таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А начав водить ребенка в детский сад, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.
Публикация «Роль воспитателя в физкультурно-оздоровительной работе с детьми» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья детей и работоспособность растущего организма, далеко не последнюю роль занимает двигательная активность. Такие ученые, как Е. А. Тихеева, А. С. Солодков, Е. М. Есина, подтверждают, что двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только такая двигательная активность, которая находится в пределах оптимальных величин. Уровень двигательной активности у всех детей разный и зависит как от особенностей нервной системы, так и образа жизни, привычек.
Для решения задач физического воспитания детей в ДОУ работа начинается с раннего возраста. Ведь в раннем возрасте у детей формируется нервная и костная система, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Я хочу поделиться с вами опытом работы, которая начинается с первого дня пребывания ребенка в детском саду, т. е. с ясельной группы. Всю работу в данном возрасте веду в игровой форме индивидуально или подгруппами (3-4 ребенка) со стишками, песенками, потешками, с яркими иллюстрациями, красивыми игрушками. Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь во время НОД необходима малышам, т. к. проявленное внимание вызывает положительные эмоции и является основой в работе с малышами. Своевременная помощь влияет не только на качество обучения и выполнение движения, но и оказывает большое воспитательное воздействие, вызывает положительное отношение ребенка к данному движению, желание выполнять задания. Немаловажную роль в физическом развитии детей играет развивающая среда группы - это физкультурные пособия (горка с лесенкой, бревно, гимнастические скамейки, ящики, корзины, мячи, обручи, каталки, велосипеды, автомобили). Для наполняемости физкультурного уголка привлекала родителей. Они шили флажки, платочки, набивные мячики, султанчики, вязали косички.
Развитие двигательной активности малышей идет и в режимных моментах - умывании, одевании, кормлении, на прогулке, в играх.
Работая в младшей группе, вела клуб «Школа для родителей», где рассказывала об особенностях развития детей раннего возраста, как растить детей здоровыми. Помогали мне в этом медсестры, которые также проводили различные консультации, например, «Витамины. Что бывает, когда их нет», «Основные источники и функции минеральных веществ».
Показывала открытые физкультурные занятия для родителей.
Начиная со средней группы, работу по физическому воспитанию вела совместно с инструктором по физической культуре:
- утреннюю гимнастику,
- занятия,
- развлечения,
- спортивные праздники,
- дни отрытых дверей,
- веселые старты,
- «Папа, мама, я – спортивная семья»,
- день здоровья,
- соревнования с первоклассниками,
- консультации,
- открытые занятия для родителей.
В раздевалке выставляю папки – раскладки:
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»,
«Быть в движении – значит быть здоровым»,
«Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания»,
«Ставьте ребенка на лыжи» и другие
«Физическое воспитание ребенка в семье» и другие.
Большое разнообразие движений, доступных ребенку, создают условие для развития и совершенствования двигательных качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазание, умение уверенно и ловко действовать – все это необходимо в игровых и жизненных ситуациях, в спортивных играх.
Большое влияние на укрепление здоровья детей оказывают:
- физические нагрузки;
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры. В своей работе пользуюсь картотекой подвижных игр.
Вместе с тем нельзя недооценивать важность закаливающих процедур:
- ходьба по массажным коврикам;
- бодрящая гимнастика после сна;
- солнечные процедуры;
- умывание прохладной водой;
- в теплое время года прием детей на улице;
- облегченная одежда на физкультурных занятиях.
В своей работе часто использую пальчиковые игры, как самостоятельно, так и на занятиях для отдыха, переключения на другой вид деятельности.
Пальчиковые игры – это тоже форма закаливания детей, нетрадиционная, но легко входящая в жизнь ребенка. Эти игры с простыми движениями, со стишками очень нравятся детям.
«Этот пальчик - хочет спать,
этот пальчик - прыг в кровать,
этот пальчик - уж заснул,
этот пальчик – прикорнул,
тише пальчик – не шуми,
своих братцев не буди.
Встали пальчики - ура!
В детский сад идти пора!»
Также в своей работе для релаксации провожу физкультминутки :
«Звери упражняются -
спортом занимаются (сгибают и разгибают руки перед грудью).
Ежики – бегом, (бег на месте)
Зайки – кувырком». (вращение согнутыми руками перед грудью).
Актуальным теперь стало и нарушение зрения у детей, поэтому стала проводить с детьми гимнастику для глаз :
«Летели птички – собой невелички,
(движение глазами по кругу)
Как они летели – все люди глядели,
(взгляд вправо – влево)
Как они садились – все люди дивились».
(взгляд вверх – вниз)
Со старшими детьми провожу кинезиологические упражнения, которые развивают самоконтроль, произвольность движений, межполушарные взаимодействия:
«УШИ» - расправить и растянуть внешний край уха и проводить такие движения до мочки по 5 раз, массажировать раковины обеих ушей сразу.
«КОЛЕЧКО» - попеременное соединение всех пальцев с большим вперед и обратно.
«КУЛАК - ЛАДОНЬ – РЕБРО» - сначала делаем правой рукой, затем левой, а затем обеими руками вместе.
«УХО – НОС» - взять левой рукой кончик носа, а правой левое ухо, хлопнуть в ладоши и поменять местами руки.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов. Упражнения стретчинга появились на базе упражнений лечебной физкультуры. Игровой стретчинг – это и физические занятия, и игра, где дети через образ выполняют упражнения и открывают для себя интересный мир движений.
«Кошка» - избавляет от скованности позвоночника и его деформации.
«Велосипед» - оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и очищает органы пищеварения.
«Тянемся к солнцу» - растягивает мышцы спины, вытягивает позвоночник.
«Змея» - повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы обильно снабжаются кислородом и питательными веществами. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Активизируется работа почек, улучшается мозговая деятельность. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, что помогает при простудных заболеваниях, ангинах.
Для укрепления здоровья детей в период эпидемии гриппа, ОРВИ детям дополнительно даем чеснок, лук.
Дошкольный возраст - это тот период, когда закладываются основы здорового образа жизни, формируются правильные привычки, которые приведут к положительным результатам. Оздоровление детей не результат одного дня, а спланированная работа всего коллектива детского сада на длительный период, которая проводится систематически в течение всего периода, пока ребенок посещает детский сад.
В уставе «Всемирной организации здравоохранения» (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.