Ирина Ивасько
Групповые и индивидуальные формы работы с родителями детей-дошкольников (младших школьников) с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Быть другом своих детей значительно труднее,
чем прокормить и одеть их".
Большинство детей с задержкой психического развития воспитывается в семьях, имеющих неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жесткое обращение с ними и т. д.). Характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстановка нестабильности, тревоги, отсутствия уверенности в завтрашнем дне только усугубляет проблемы семьи и детства. Вместе с тем ученые особо отмечают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического здоровья ребенка.
Публикация «Групповые и индивидуальные формы работы с родителями детей-дошкольников (младших школьников) с ЗПР» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как нормально развивающемуся и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми. Их результат - утрата так необходимых детям этого возраста теплых, защищающих их контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчужденность детей от родителей, избегание контроля своего поведения со стороны отца и матери.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада очень непросто.
Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству для максимальной помощи ребёнку. Начинать необходимо с анализа социального состава родите лей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образова тельные учреждения, можно условно разделить на три группы.
Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и оздоровления, коррекции, развития, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать кон сультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребен ком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выстав ку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, нера ботающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правиль ного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя — выде лить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками вос питателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении празд ников, конкурсов, выставок и т. п.
Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В условиях специального детского сада для детей с ЗПР перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т. к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и родители.
Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями :
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитан ника;
• объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Содержание работы учитывает трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями :
1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,
2. корректность при общении с семьёй,
3. тщательное планирование действий педагогов,
4. индивидуальный подход,
5. сотрудничество, а не наставничество,
6. динамичность.
Рассмотрим направления взаимодействия с семьями воспитанников.
1. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада. (Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка)
2. Просветительско – разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада. (Реализуют педагоги и администрация).
3. Оказание психолого – педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:
- психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей,
- психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях.
- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний.
- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям. (Реализуют психолог, учителя – дефектологи, логопеды).
В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы.
Формы взаимодействия с семьёй.
Основные формы организации психолого-педагогической помощи в специальном детском саду – это
• Коллективные формы взаимодействия;
• Индивидуальные формы работы с семьёй;
• Формы наглядного информационного обеспечения.
Коллективные формы взаимодействия.
1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.
Задачи:
- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
-обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;
-решение текущих организационных вопросов.
3. «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОУ в октябре и апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году.
Задача:
- знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы.
- демонстрация динамики развития детей.
4. Тематические занятия «Клуба заботливых родителей». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.
Формы проведения :
- тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.
5. Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений.
Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.
Индивидуальные формы работы с семьёй.
1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- выявление мнения родителей о работе детского сада.
2. Беседы и консультации специалистов.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Почта Доверия)
Задача: оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.
4.«Родительский час». Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».
5. Приём врача - невролога.
Проводится врачом во взаимосвязи с логопедами, дефектологами, психологом, медсестрой по массажу.
Задача:
- контроль над здоровьем детей,
- проведение мониторинга оздоровления, коррекции и развития детей.
Формы наглядного информационного обеспечения.
1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
Задачи:
- информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в учреждении;
- пропаганда психолого – педагогических знаний.
2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.
3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.
Нетрадиционные формы :
• защита семейных проектов,
• участие родителей в творческих конкурсах,
• массовых мероприятиях детского сада,
• выставках родительских работ по изодеятельности,
• презентация детского сада,
• "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно развивающей среды в группе
• посещение семьи ребенка по запросам социальных служб с целью изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания,
• информация о детском саде на сайте в Интернете.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.