гоаглдпшдп
Конспект занятия «Дерево умеет плавать»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дерево умеет плавать»
Цель:
Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.
Публикация «Конспект занятия „Дерево умеет плавать“» размещена в разделах
Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.
Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием.
Интегрируемые образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
- брусок, небольшие срезы на каждого;
- краски и кисточки;
- емкость с водой, лупа;
- конверт с письмом;
- спички для воспитателя.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в детском саду начались занятия.
Мы не будем тратить время зря, и приступим все к работе.
Мотивация:
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Основная часть.
- Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес, поле и т. д.)
Хорошо, а как узнать название деревьев?
Начинается разминка!
Отвечайте чётко, ясно,
Чтобы было всем понятно.
Какое это дерево? Отгадайте загадки,и мы узнаем названия деревьев. Слайды
- Как можно назвать эти деревья? А почему мы их так называем? Плодовые от слова-плод.
Воспитптель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?
(Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу).
- А чем дерево может нам помочь? Какие предметы изготавливают из дерева?
(Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома).
- Как называется профессия людей, которым для работы необходим материал-дерево? (Плотник).
- Ребята, сегодня я получила письмо от Мальвины, давайте его прочтем.
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение. Мальвина.
Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет, то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.
- «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.
Воспитатель:- А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?
Дети: Провести опыт, эксперимент.
Воспитатель:Слайд. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.
- А что необходимо для опыта?
Давайте с вами проведем эксперимент-
Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
- Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
- А что же делать с одеждой Буратино? (Если дети не догадаются, то можно предложить свой вариант: сложить одежду и Азбуку на лист кувшинки)
- Ребята,о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).
- Давайте мы с вами оставим в воде свои срезы дерева и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет.
- Ребята, а давайте представим себя деревьями.
Проводится физкультминутка Слайд.
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)
-Ребята, а как можно узнать возраст дерева? (По кольцам на срезе). Правильно, возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.
- Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите лупу и давайте посчитаем, сколько лет было дереву?
А кто уже знает ответ на этот вопрос: можно ли пилить дерево? Даша! (Дерево можно пилить.) Проблемный вопрос: если дерево можно пилить, можно ли его рубить топором? (Да). Верно. В деревнях печь топят дровами, которые рубят чем? Топором!
Сделаем вывод: какими еще свойствами обладает материал «дерево»? Вывод: «Дерево можно пилить и рубить»
А из чего сделаны спички? (Из дерева). Следующий опыт проведу я, а вы сделайте вывод: каким еще свойством обладает дерево. (Воспитатель поджигает спичку и показывает, как быстро сгорает дерево.)
Кто назовет еще одно свойство дерева? ( Вывод: «Дерево горит»)
Показать знак: Слайд.
- Ребята, а кто знает, что означает этот знак?
(«Нельзя играть со спичками»)
- У вас на столе лежат краски и кисти и деревянные бруски. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева? (можно)
- Давайте попробуем покрасить брусок. Цвет краски выберите сами.
- Скажите, ребята, хорошо окрашивается? (Да)
- А теперь давайте посмотрим, что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в воде? (намок, стал сырой, впитывает воду)
Какой вывод мы сделаем? Поглощает влагу и от этого меняется в размере.
- Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, хорошо горит, на нем остаются следы от острых предметов.
- Встаньте в круг и мы поиграем в игру: «Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: гладкий - шероховатый, тонет - плавает, тяжелый - легкий, твердый - мягкий, прочный - хрупкий, тухнет - горит.
- А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала? (Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны).
Рефлексия.
Занятие закончено! А теперь убираем свои рабочие места.