юлия сухова
Фотоотчет о занятии «Композиция станковая «Сюрреалистическая композиция» в 8 классе ДШИ
▼ Скачать +Заказ
В Детской школе искусств им. А. И. Плотнова стараюсь всегда связать теоретические материалы с практикой. Преподаю историю искусств и композицию станковую параллельно и программы этих предметов построены так, что темы перекликаются.
Именно поэтому, изучая авангардное искусство ХХ века и разбирая стилистическое направление - сюрреалистическая живопись, решила по предмету «Композиция станковая» сделать с учащимися по теме «Натюрморт из несуществующих предметов» сюрреалистическую композицию.
Публикация «Фотоотчет о занятии „Композиция станковая „Сюрреалистическая композиция“ в 8 классе ДШИ» размещена в разделах
Цель работы - выявить суть понимания сюрреализма, сделать работы в стилистике сюрреализма.
Обучающие: познакомить обучающихся с биографией и творческим наследием художников сюрреалистов;
познакомить с характерными особенностями сюрреалистических картин и их отличительными чертами от произведений других стилей.
Развивающие: развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства (закон композиции, колорит, линия, светотень, наиболее подходящие для воплощения замысла при работе над натюрмортом в стиле сюрреализма;
развивать чувство самовыражения в композиции (настроение и эмоциональное переживание) с помощью линий, преобразований формы, цвета и ритма цветовых пятен;
развивать общую эрудицию и расширять кругозор обучающихся в познании искусства.
Воспитательные: прививать чувство гармонии, красоты к творениям рук человека; воспитывать интерес к творчеству художников – сюрреалистов.
Была подготовлена презентация к занятию : «Сюрреализм» и разработан теоретический материал. Также мы посмотрели мультфильм Сальвадора Дали «Destino» на уроке по истории искусств, который позволил более глубоко понять идею творчества «эпатажного» художника – сюрреалиста и сделать свою практическую работу.
Художники сюрреалисты в своих картинах запечатлевали смутные, обрывочные изображения самых различных то реальных, то воображаемых предметов, сливающихся воедино, продолжающих друг друга в самых неожиданных сопоставления.
Сюрреализм – это художественное течение, возникшее в середине 1930-х годов и объединяющее очень разных художников. В 1924 г. французский писатель и поэт Анри Бретон опубликовал «Манифест сюрреализма». Бретон отрицал контроль разума над поведением человека и творчеством художника и провозглашал свободу мысли и внутренней жизни, без всяких запретов, границ и условий.
«Красота должна быть подобна судороге, иначе ей не выжить» - это пример одной из цитат Манифеста.
Не последняя роль в возникновении сюрреализма принадлежит учению З. Фрейда. Обращение Фрейда к бессознательному давало богатый материал художникам-сюрреалистам : можно было изображать не только реальный мир, но и сны, фантазии. Возникнув в литературе, сюрреализм перешёл в живопись, театр и кино.
Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании.
Хуан Миро ввел в искусство одного из самых мрачных художников сюрреализма – Сальвадора Дали.
Картины Сальвадора Дали отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов.
Изучив с учащимися теорию перешли к практике. Предлагалось выполнить сюрреалистическую композицию – импровизация-натюрморт в стиле Сальвадора Дали.
Практическая часть занятий включала в себя разработку карандашных и колористических эскизов и перенос их на большой формат. Задача была непростой для учащихся, здесь надо было проявить фантазию и даже показать свою личность в рисунке. Это своего рода эксперимент, новый шаг в освоении изобразительного искусства, когда свои внутренние переживания воплотить выразительными средствами на бумаге.
На мой взгляд, получилось очень интересно.
Предлагаю фото работ. Названия работ также соответствуют сюрреалистической концепции.
Анастасия С. "Течение жизни"
Юлия Ю. "Уплывающие мгновения"
София Б. "Аквариумные рубки и я"
Илья Г. "Параллельные миры"
Виктория П. "Вдохновение"
Любовь К. " Весы для нервов"
Мария Е. "Уроки Просвещения"