Екатерина Якутина
Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования
Вариативные формы работы с родителями, используемые в ходе психолого-педагогического сопровождения семьи в инклюзивном образовательном пространстве, разнообразны. По форме взаимодействия они могут быть очными и дистанционными (родительские собрания, консультации, семинары, мастер-классы, просветительские буклеты, on-line кабинеты для родителей, сайты, форумы). По степени участия родителей — индивидуальными, коллективными (открытые занятия специалистов с ребенком, беседы, консультации, праздники, родительские группы, ассоциации). По включенности в деятельность — активными, пассивными (конкурсы, досуги, участие в образовательном процессе в качестве тьюторов, открытые просмотры). По характеру используемого материала — наглядными, практическими, словесными (оформление тематических выставок, семейные мастер-классы, буклеты, статьи на сайте). По используемым технологиям — традиционными и нетрадиционными (дни открытых дверей, родительские собрания, сайты для родителей, технологические карты, маршруты выходного дня, творческие студии для детей и родителей). По направленности взаимодействия — информационно-просветительскими, обучающими, образовательными, диагностическими, оценочно-аналитическими.
Публикация «Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
В условиях современного информационно-образовательного пространства уровень компетентности родителей детей с ООП во многом зависит от степени их поддержки со стороны окружающих, от их информированности, достоверности приобретаемых знаний и, прежде всего, от наличия у родителей внутренних и внешних стимулов к осуществлению подобной деятельности. При этом неизбежен уровневый переход от некомпетентности, которую родители даже не осознают, к компетентности, которая становится автоматизированным стилем взаимодействия с собственным ребенком. Зачастую это не связано с возрастом родителей, но может определяться временем осознанного взаимодействия с ребенком, их личностными особенностями, типом семьи и ее психологическим здоровьем.
По степени возрастания компетентности родителей условно можно разделить на несколько групп.
Родители первой группы практически не испытывают потребности в приобретении знаний об особенностях развития своего ребенка и умения взаимодействовать с ним. В воспитании они руководствуются житейской психологией, не осознавая собственную некомпетентность. При необходимости сделать самостоятельный, осознанный выбор в пользу ребенка, например, при проектировании образовательной траектории, они, как правило, руководствуются традиционными взглядами и собственным опытом. Подобный тип родителей чаще всего встречается в семьях закрытого типа, которые характеризуются низким уровнем социальных контактов и информированности. Обычно им свойственна неадекватная и нединамичная позиция. Им требуется специально организованная помощь, инициированная специалистами. Однако приходится признать, что доверительные отношения со специалистами формируются весьма медленно и с большим трудом. В семьях возникает «сопротивление» мнению, действиям и рекомендациям профессионалов. На первоначальных этапах работы с этой группой родителей основным способом является информирование.
Родители второй группы имеют представление о своем «незнании». Часто понимание собственной некомпетентности наступает в проблемных ситуациях или при неожиданном получении определенного объема информации. Им становятся ясны и нехватка знаний о состоянии ребенка, и неумение оказать ему помощь, поэтому они начинают обращаться к различным источникам информации. Эта группа родителей встречается в семьях как закрытого, так и открытого типа.
Семья закрытого типа с трудом решается на очное общение со специалистами, прибегая к дистанционным консультациям, в том числе к извлечению противоречивой, порой ложной информации из сетей Интернета. Недостаточная общительность и отсутствие достоверной информации не позволяют им разносторонне понять интересующий их вопрос и принять обдуманное решение. Для таких семей специалистам целесообразно создавать интернет-среду, разрабатывая крупные порталы, с доступной для понимания и достоверной информацией.
Семьи открытого типа с легкостью обращаются к различным специалистам. Хаотичность обращений приводит их к трудностям выбора необходимого специалиста: учителя-логопеда, учителя-дефектолога; педагога-психолога или врача. Такие семьи нуждаются в непрерывном и доступном сопровождении для целенаправленного информирования и просвещения. Основными формами работы в подобных случаях являются приглашения на открытые занятия и уроки, организации тематических библиотечек, создание специально разработанной интернет-среды, открытие on-line кабинетов для родителей, активное привлечение их к школьным мероприятиям, включение в родительские клубы и ассоциации и пр.
У родителей третьей группы, прошедших обучение или благодаря самообразованию, или на основе опыта общения с родителями, имеющими детей со сходными нарушениями, в родительских клубах, ассоциациях, формируется осознанная компетентность в сопровождении собственного ребенка, адекватная и прогностичная родительская позиция.
Семьи закрытого типа часто склонны к самообразованию. Открытые семьи, наоборот, с удовольствием взаимодействуют, сотрудничают с другими родителями и специалистами, становясь партнерами в реализации коррекционно-педагогических программ в условиях инклюзивного обучения. Они обнаруживают стремление учиться, общаться, познавать новое, стараются в точности воспроизводить действия специалистов и старательно выполняют все рекомендации. Для них бывают крайне эффективными обучающие занятия с детьми в их присутствии, открытые уроки, мастер-классы, семинары.
У родителей четвертой группы компетентность, как правило, сформирована на уровне привычки вследствие частого применения знаний и умений. Они достаточно быстро переживают неконструктивные фазы осознания диагноза у их ребенка и рано начинают принимать необходимую помощь специалистов. На этой основе у них формируется адекватная позиция по вопросам обучения и воспитания ребенка. Именно к такому уровню компетентности стоит стремиться в ходе психолого-педагогического сопровождения семьи. Чаще всего она формируется у родителей, имеющих значительный опыт взаимодействия с детьми с ООП. Например, зная о высокой истощаемости нервной системы своего ребенка, мать организует режим дня таким образом, чтобы избежать переутомления. Участие таких родителей в родительских ассоциациях и клубах оказывает значительную помощь. Они чувствуют себя уверенно, а иногда описывают свои ситуации в качестве примера или выступают наставниками для других родителей. Во взаимодействии со специалистами для них достаточно ограничиться консультациями.
Таким образом, выстраивание системы взаимодействия, общения и сотрудничества с семьей ребенка, имеющего ООП, в условиях инклюзивного образования — одно из важных условий успешности его обучения, развития и социализации.