Наталия Чунарева
Занятие для детей старшей группы «Два агрегатных состояния воды (жидкое и твердое)»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей старшей группы
Тема: «Два агрегатных состояния воды (жидкое и твердое).»
Цель: Уточнить свойства льда и воды. Дать представление о том, как осуществляется переход из твердого состояния в жидкое и наоборот. Продолжать учить моделировать процессы.
Методы: Опыты, МШ, ММЧ.
Оборудование: Формочки для игры в песок, пластилин, вода, ледяные фигурки, сделанные воспитателем заранее.
Публикация «Занятие для детей старшей группы „Два агрегатных состояния воды (жидкое и твердое)“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу ледяные фигурки.
В: Из какого материала сделаны эти фигурки?
Д: Изо льда, из воды.
В: Кто прав? Пока мы этого не знаем. Вспомним сказку «Заюшкина избушка», как она начиналась?
Д: Была у зайки избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна – избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит по старому…
В: Пока избушка лисы стояла целая, какая она была?
Д: Ледяная, белая.
В: Можно было сквозь стены увидеть комнату?
Д: Нет, стены толстые у избушки, толстый лед непрозрачный.
В: А из чего сделаны окна?
Д: Из тонкой льдинки. Тонкая льдинка прозрачная.
В: А как вы думаете, дом у лисы был прочный?
Д: Да. Толстый лед не сломаешь, он прочный.
В: Пока мы с вами обсуждали лисичкин домик, наши ледяные фигурки растаяли. Во что они превратились?
Д: В воду.
В: А лисичкин дом во что превратился?
Д: В воду.
В: Можем ли мы сказать, что лед и вода – это одно и то же вещество?
Д: Да, лед – это вода, только замерзшая.
В: Да, вода и лед – это одно вещество. Скажем точнее – это два состояния одного и того же вещества. Что происходит с твердыми МЧ? Они почему-то становятся менее дружными, менее послушными. Твердым человечкам жарко, они стали отодвигаться друг от друга и превратились в воду.
Так из чего сделаны ледяные фигурки?
Д: Из воды.
В: Что произошло с водой?
Д: Она замерзла.
В: А что случилось с жидкими человечками?
Д: Они опять стали послушными и превратились в твердых человечков.
В: А теперь мы сами изготовим ледяные игрушки.
Дети заливают воду в формочки для песка, а также в формы, вылепленные из пластилина. Воспитатель относит заготовки в холодильник. Через некоторое время воспитатель вместе с детьми рассматривает замерзшие фигурки.
Занятие для детей старшей группы
Тема: «Теплообмен.»
Цель: Сформировать понятие, что вещества и предметы могут принимать и отдавать тепло.
Методы: Опыты, МШ, д/и «Мои друзья».
Оборудование: Электрическая плитка, чайник, чашки, вода.
Ход занятия.
В: Сегодня, ребята, мы будем пить чай. Что нам для этого нужно?
Д: Чашки, ложки, сахар, вода.
В: Нам нужна вода. Какая она должна быть?
Д: Горячая, чтобы заварить чай.
В: У меня нет горячей воды. Что я должна сделать?
Д: Нагреть на плитке.
В: Я так и сделаю. (Воспитатель ставит чайник на электрическую плитку.) Какой предмет сейчас горячий?
Д: Плита.
В: Что происходит с чайником?
Д: Он нагревается, становится горячим.
В: Нагревается только чайник или что-то еще?
Д: Воздух нагревается. Около плитки жарко.
В: Значит, мы можем сказать, что плита отдает тепло. А что тепло принимает?
Д: Воздух, чайник, вода.
В: Воздух и чайник принимают тепло от плиты. А вода от плиты принимает тепло?
Д: Нет, от чайника.
В: Значит, чайник принял от плиты тепло и поделился им с водой. С чем-нибудь он еще поделился?
Д: С воздухом.
В: Пока мы с вами беседовали, наш чайник вскипел. Заварим и разольем чай. Что происходит?
Д: Горячая вода отдает тепло чашкам и заварочному чайнику.
В: Чай такой горячий, что нельзя пить. Как его остудить?
Д: Поставить на окно. Оно холодное. От окна холодный воздух идет. Чай отдаст тепло холодному воздуху. Воздух примет тепло.
В: Если мы поставим чай в морозилку?
Д: Чай превратится в лед.
В: Почему?
Д: Чай все тепло отдаст холодильнику.
В: Значит, все предметы могут отдавать и принимать тепло. А теперь давайте пить чай. Разбавим горячий чай холодным кипятком. Что в это время происходит?
Д: Холодная вода принимает тепло. Горячая вода отдает тепло.
Д/и «Мои друзья – это те, кто принимает (отдает) тепло».
Дети парами подходят к воспитателю, взяв на себя роль объектов, которые отдают или принимают тепло. Например, батарея – воздух в комнате, рука – льдинка в руке.