Лучший педагог года

Конспект занятия «Дифференциация звуков [у]-[а]»

Ольга Жирова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [у]-[а]»

Цель: формирование умения различать звуки У – А на материале изолированных звуков, слогов, слов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», образ букв А, У.

- формировать понятие «гласный звук».

- формировать навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний «АУ», «УА».

- формировать графические навыки.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую и артикуляторную моторику, речевой выдох, слуховое и зрительное внимание.

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [у]-[а]“» размещена в разделах

Воспитательные:

Воспитывать умение дослушивать инструкцию педагога и ответы товарищей.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, игрушка или изображение Незнайки, изображение девочек, буквы, кассы букв, тетради логопедических заданий, красные ручки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

Организационный момент.

Инструкция: Ребята нам с Вами надо отнести бабушке корзинку с пирожками. Вокруг себя прокрутись во внука, внучку превратись. Корзинка есть, а вот пирожков в ней нет. По дороге мы пойдем, пирожки соберем, бабушке отнесем.

Закройте глаза и прислушайтесь. Откройте глаза. Ребята, что вы слышали? Звуки. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали? (В лес).

Сообщение темы. Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [А], [У], учиться их различать.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика.

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Посмотрите, как мною здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Хомячок толстячок. Покажите, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки

Язычок в чащобе. Покажите, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Сравнительная характеристика звуков [А],[У] по артикуляционным и акустическим признакам.

Развитие слухового внимания.

А в лесу играет ветер с листвой. И мы с вами поиграем с листочками.

Дыхательная гимнастика. «Подуй на листочек».

Игра «Ветер».

Ветер воет: у-у-у… Долго

Очень скучно одному -у-у-у… тихо

Песню я пою -у-у-у… громко

И деревья гну -у-у-у… коротко

А осень листву баюкает: а-а-а-а-а-а-а… (имитация движений)

Какую песенку пел ветер? Внимательные внуки скорее отвечайте.

Произнесите звук [У]. Что стало с вашими губами? Губы вытянулись трубочкой, их форма похожа на маленький круг. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.

Какую песенку пела осень, баюкая листву? Произнесите звук [А]. Что стало с вашим ртом? Рот открылся широко для воздуха. Форма губ похожа на большой круг. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный.

Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А- большой круг, У – маленький круг.)

Упражнение «Звуки,А", „У"».

Уточнить с детьми артикуляцию звуков, их характеристику.

Предложить ответить на вопросы и выполнить задания:

А. Как можно произносить звук «А» («У»? (Долго, коротко, громко, тихо.)

Б. Произнесите звуки по инструкции.

В. Что можно делать с этими звуками? (Их можно петь.)

Г. Спойте звук «А» («У»,

Д. Какой это звук - «А» («У»?

Вывод: звуки, которые можно петь, называются гласными.

5. Физкультминутка.

Дети произносят звук «А» — поднимают руки вверх и разводят чуть. в стороны.

Произносят «У» - руки вперед.

ФИЗМИНУТКА.

Все выходят по порядку, (ходьба на месте)

Дружно делают зарядку.

Крутим мельницу вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Наклоняться будем все,

Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)

А потом назад прогнёмся,

Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)

И попрыгать нам пора,

Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)

Шаг на месте в заключенье.

Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)

Поскакали, потянулись —

Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

- Первое задание.

Какие звуки слышатся в плаче малыша? УУУУУУУУУУУ-ААААААААА.

Первый звук А, второй – У.

Эти слова состоят из одинаковых звуков. Произнесите звук У, помогая руками, затем звук А.

В чём различие в произнесении этих звуков? (А – рот широко раскрыт, движения руками от груди в сторону, У – губы трубочкой, движения руками вперёд от губ). Первый звук А, второй – У.

Их можно обозначить красными кружками разного размера: большой для А, маленький для У.

Приготовьтесь и будьте внимательными: если услышите звук А – хлопните в ладоши, когда услышите звук У – топните ногой.

(воспитатель произносит звуковой ряд О, А, И, О, У, Э, И, и т. п.)

А вот и наш знакомый Звуковичок в красных башмачках. Почему у него башмачки красного цвета? (Потому что звуки А, У гласные.)

Гласные в песенке звонкой поются,

Можно проплакать и прокричать,

Можно аукнуть, в лесу заблудившись,

И в колыбельке ребёнка качать.

Давайте проверим, действительно ли эти звуки гласные (Крикнем коротко сначала звук А, затем звук У)

Теперь «отправим эти звуки в полёт» (дети произносят протяжно по очереди звуки темы) Во рту нет преграды, поэтому можно тянуть их сколько угодно.

- Молодцы, с первым заданием справились хорошо!

Следующее, задание.

(Логопед вывешивает на доске картинку с изображением петушка, читает задание) :

Чтобы звуки зазвучали

И не ведали печали,

С петушком вы поиграйте,

Голос свой вы развивайте.

Звонко петушок поёт,

С голоском играть зовет:

Звуки чётко повторяйте,

Голос включайте и выключайте (дети произносят звуки А, У шёпотом, с голосом).

Тонкий, звонкий наверху,

Тихий грозный бас внизу (дети проговариваю звуки темы).

Задание на развитие речевого дыхания (воспитатель вывешивает на доске «звуковую волну»)

Следующее задание.

Нам с вами необходимо проложить дорожку через болото.

Это подсказка – звуковая волна. Почему она красная? (звуки У, А гласные).

Сначала покажем путь правой рукой, произнося звук А, затем левой рукой, произнося звук У. Произносим звуки на одном выдохе.

«Четвертый лишний» Найди лишнюю картинку (аист, астры, ангел, утка). (Удочка, улица, уголь, африка)

Работа с кассой букв.

Предложить детям выложить в кассах Ау, Уа. Прочитать их.

Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]

– Как мы зовём друг друга в лесу? – Ау, ау…

– Как плачет маленький ребёнок?–Уа, уа…

– Назовите слова со звуком [А].

– Назовите слова со звуком [У].

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНРКонспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [У]-[А]» в старшей группе для детей с ТНР Организованная образовательная деятельность коррекционной направленности в старшей группе для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) Тема:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [у]-[а]»
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 12:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дифференциация звуков [у]-[а]»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Жирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД