Ольга Дащенко
Дидактические карточки как средство рефлексии и мониторинга в работе с детьми 5–7 лет ОНР
Дидактические карточки как средство рефлексии и мониторинга в работе с детьми 5–7 лет ОНР
Главная цель коррекционно-педагогического воздействия представляет собой достижение развития воспитанников. Взаимодействуя с ребенком педагог постоянно оценивает свои действия в рамках организации процесса в качестве одного из участников данного взаимодействия.
Оценивание продукта взаимодействия, эффективности способа развития воспитанников и саморазвития, осуществляется педагогом путем погружения в себя - другими словами- с помощью рефлексии.
Публикация «Дидактические карточки как средство рефлексии и мониторинга в работе с детьми 5–7 лет ОНР» размещена в разделах
Значение педагогической рефлексии в педагогической деятельности имеет большое значение и это обуславливается следующими причинами:
На основании рефлексии осуществляется контроль и управление педагогическим процессом, а также процессом самообразования и профессионального самосовершенствования.
Рефлексия необходима для овладения педагогической профессией,
так как она позволяет понять молодому педагогу, в правильном направлении он движется, есть ли у него педагогические задатки.
Рефлексия в рамках педагогического взаимодействия представляет собой первый по значимости элемент, способствующий обретению максимальной эффективности развития и саморазвития каждого из участников педагогического процесса, то есть как воспитанников, так и педагога.
И так, поскольку педагогический процесс в практическом смысле предполагает обмен деятельностью, в этой связи различают так называемые рефлексивные компоненты.
Основными компонентами рефлексии педагогического взаимодействия считаются:
- рефлексия деятельности воспитанников педагогом;
- рефлексия педагогом собственной педагогической работы;
- рефлексию воспитанниками взаимодействия с педагогом;
- рефлексия воспитанниками собственной деятельности и деятельности педагога.
В качестве средства такого взаимодействия в педагогическом процессе (по сути вопроса – рефлексии) я предлагаю рассмотреть дидактическую игру, а в частности ее средства– дидактические карточки.
Дидактическая игра и дидактические карточки, в отличие других игр имеет одно существенное отличие - они несут помимо всего прочего -образовательный компонент, усвоение которого очень важно для адаптации к учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Свой опыт рефлексии в коррекционно- педагогическом процессе я предлагаю использовать так же как прием мониторинга, который позволит вам в течении всего года знать успехи воспитанников и успехи вашей педагогической деятельности.
Используя дидактические карточки, вы сможете узнать, как каждый ребенок усвоил ключевую информацию темы недели, которая реализуется согласно перспективному тематическому планированию и проанализировать эффективность своих методов и приемов, подобранных для выполнения поставленных коррекционных задач. Насколько это актуально для вас, я думаю вы решите, каждый для себя, познакомившись с материалами презентации
Мною составлены и разработаны сериии тематических дидактических карточек, дидактические карточки «Какая сказка лишняя», «Найди отличия», д идактические карточки на формирование связной речи и грамматического строя «Что такое хорошо и что такое плохо, «Советы мудрой совы», формирование фонематических процессов.