Екатерина Кутищева
Конспект образовательной деятельности «Дерево и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности : опытно-экспериментальная
Задачи:
Образовательные задачи : познакомить детей со свойствами дерева, уточнить знание детей о значении дерева в жизни человека.
Развивающие задачи: способствовать развитию речь и обогащению словарного запаса детей. Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Темочки:
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитание познавательного интереса; усидчивости и аккуратности в работе, воспитание у детей умение слушать воспитателя, сверстников.
Предварительная работа: оформление мини-музея «Изделия из дерева», беседы о свойствах материалов, чтение сказки «Чудо - дерево» К. И. Чуйковского.
Материалы и оборудование: предметы (камушек, гвоздик, деревянные брусочки – маленький и побольше, таз с водой, полено, 2 стакана (деревянный и стеклянный, пластмассовые шарики небольшого размера, деревянные и металлические ложки (по количеству детей, кусочек пластилина (по количеству детей, карандаш, точилка, деревянные предметы (ложка, стаканчик, разделочная доска и др., картинка «древесина»
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводная часть.
Активизация внимания, речи, мотивация к деятельности
Здравствуйте, ребята. Я приглашаю Вас в нашу лабораторию. Но сначала, хочу загадать Вам загадку.
Воспитатель загадывает загадку.
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно — комаров.
Там всегда полно чудес -
Я люблю прогулки в …
Ребята, как вы думаете, что такое лес?
(Лес -это место, где растут деревья. Там есть полянки, на которых растут цветы. В лесу живут звери и птицы.)
Правильно, ребята. Вы молодцы. А для чего нужны деревья, чем они полезны (Они помогают очистить воздух, пополняют Землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.)
Деревья очень нужны человеку. Давайте определим, чем дерево отличается от других материалов. Для этого нужно понаблюдать за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.
Дети проходят к столу и рассаживаются по местам.
Основная часть.
«Дерево в воде не тонет»
-Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?
-Давайте, проверим. Я приготовила разные предметы (камушек, гвоздик, деревянные брусочки). Есть ёмкость с водой.
-Света, подойди, пожалуйста, и опусти в воду сначала камушек. Что произошло с камушком?
-А теперь, гвоздик. Что произошло с гвоздиком?
-Миша, опусти в воду маленький деревянный брусочек? Что мы с вами видим?
-А давайте, посмотрим, что произойдет с большим брусочком. Миша, положи, брусочек в воду.
-Что мы с вами видим?
-Ребята, а теперь посмотрите, у меня есть вот такой спил от дерева. Какой он?
-Раз он такой тяжелый, может он утонет? Проверим?
-Ребята, что вы видите?
-Какой вывод можно сделать?
-Да ребята, дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.
«Дерево не прозрачное»
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть 2 стакана (какие) (Деревянный и стеклянный.)
- Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в стеклянном стакане виден шарик?
- Правильно, потому что стеклянный стакан прозрачный.
- А в деревянном стакане?
- Верно, значит дерево какое? (Непрозрачное)
- И это ещё одно свойство дерева.
«Дерево удерживает тепло»
- Ребята, а дерево теплое или холодное? Как узнать? У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где теплее? (Теплее там, где деревянная ложка.)
- Дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.
«Дерево - прочный материал, но поддается обработке»
-Возьмите пластилин. Отщипните от него кусочек. Возьмите бумагу, оторвите кусочек. Теперь возьмите деревянный брусок в руки и постарайтесь сделать тоже самое. Удалось ли вам это сделать?
- А сейчас возьму карандаш (он сделан из дерева). И поточу его с помощью точилки. Мне это удалось. Какой можно сделать вывод из всего, что мы сейчас сделали? (Дерево прочный материал, но оно поддается обработке (с помощью ножа, топора и других инструментов.)
- Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина
Древесина - это плотный материал из срубленного дерева (повторить)
Воспитатель: Что изготавливают из древесины?
- Посмотрите, как много разных предметов можно сделать из дерева.
«Дерево горит».
- Остался еще один опыт. Он самый опасный. Поэтому необходимо соблюдать технику безопасности. И этот опыт проведу я сама, а вы только наблюдайте.
- Из чего сделаны спички?
- Почему их нельзя брать детям? (Можно обжечься, может быть пожар и т. д.)
- Поэтому в лесу нужно очень аккуратно обращаться с огнем, чтобы не было пожаров.
- Ребята, кто хочет рассказать нам еще раз, какими свойствами обладает дерево? Рассказ можно начать словами «Я сегодня проделала опыты с деревом и узнал (а, что…»
Воспитатель: Скажите, а зачем людям знать эти свойства? (Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать.)
Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, так вот почему людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать такие красивые и нужные в быту предметы. А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к изделиям из дерева.
На нашей планете очень много растет деревьев, но человек строит деревянные дома, делает деревянную мебель, предметы быта, игрушки из дерева. Чтобы количество деревьев не уменьшалось на планете, люди сажают новые и ухаживают за ними.
Переход от ОД в режимный момент
- Ребята, мне было очень приятно вместе с вами изучить свойства дерева. Вы молодцы. А теперь нужно возвращаться в группу, где вы сможете поделиться своими знаниями с другими ребятами.