ЛЮДМИЛА МЕЛАШЕНКО
«Даже если труден путь, ты со всеми вежлив будь». Занятие по нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Даже если труден путь,
ты со всеми вежлив будь
(Занятие по нравственному воспитанию дошкольников)
Подготовила: педагог дополнительного образования
Мелашенко Л. В.
Цель: Формирование социально - коммуникативных компетенций
Задачи:
• Продолжить формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души.
• Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
Публикация «„Даже если труден путь, ты со всеми вежлив будь“, Занятие по нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Учить детей самостоятельно, выразительно передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения.
• Закреплять навыки, формы и правила поведения в общественных местах и дома
• Учить давать оценку своим действиям и поступкам других детей.
• Развивать умение слушать и слышать окружающих людей.
• Воспитывать любовь, уважение друг к другу, и к окружающим людям, умение дружить.
• Воспитывать у детей эмоционально-нравственную культуру поведения, развивать положительные личностные качества и навыки толерантного поведения друг к другу и к окружающим.
Предварительная работа: Чтение сказок «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Золушка», «Лиса и журавль», «Федорино горе», «Красная шапочка».
Материал для занятия : наглядный материал – иллюстрации к сказкам, детские книжки со сказками, раздаточный материал- схема: «Кому, что подарить?», схема моделирования гостевого этикета (приём гостей, мы идём в гости, цветок для игры «Цветок добрых слов», схема телефонного разговора, музыкальное сопровождение игры.
Возраст детей: 5 - 6 лет
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный день. Посмотрите в окошко. Видите, яркое солнышко на синем небе будто улыбается нам своими теплыми лучиками.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваются: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Давайте пожелаем друг другу «доброго утра» и пусть это пожелание будет теплым и искренним.
2. Изучение нового материала.
-Ребята, вы ёще маленькие, но в жизни предстоит встретиться с различными людьми, вы побываете в разных жизненных ситуациях. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрыми, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
-Так что такое этикет?
Что такое этикет?
Мы сейчас дадим ответ:
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести?
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути,
Если вежливыми слыть
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут
Уважать вас и любить.
- Этикет – это правила поведения, которых надо придерживаться в жизни. Мы с вами уже познакомились со многими правилами этикета
-А сейчас мы с вами проверим, соблюдают ли эти правила сказочные герои в своих сказках.
-Одно из главных правил этикета: «Искусство нравиться людям. Культура внешнего вида».
-А теперь, посмотрим, как герои сказки «Золушка» придерживались этого правила. (Выставляются картинки по сказкам)
- Как вы думаете, понравилась ли Золушка принцу, если бы она на бал отправилась в своём стареньком грязном платье и стоптанных башмачках?
(Ответы детей)
- А почему Фея - Волшебница превратила Золушку в красавицу, а её сестёр нет?
(Так как Золушка была добрая, трудолюбивая, а сёстры злые, завистливые, сердитые).
- Чтобы понравиться окружающим нужно быть не только красивым внешне, но и быть добрым и внимательным к другим людям.
- А почему в сказке «Федорино горе» вся посуда убежала от Федоры? (ответы детей)
- Почему в конце сказки самовар назвал Федору – Федора Егоровна? (Так как она всю посуду перемыла, навела порядок в доме. Этим она заслужила уважение к себе, поэтому её самовар назвал по имени-отчеству).
- А как вы думаете, надо соблюдать правила этикета в семье, дома?
- Правильно, для этого существуют правила семейного этикета.
- Счастливая семья та, в которой всем и каждому хорошо.
-Секрет счастливой семьи: проявление доброты и нежности по отношению друг к другу, забота друг о друге, стремление к взаимопониманию.
- Как вы думаете, мог ли один дедушка в сказке «Репка»вытащить репку один? (Ответы)
- А кто ему пришел на помощь?
- А если б в семье не было любви и уважения друг к другу, смогли бы герои сказки «Репка» вытащить репку?
По правилам семейного этикета младшие помогают и слушаются старших. А теперь вспомните сказку «Гуси - лебеди». Папа с мамой уехали в город и что они наказывали старшей дочери? (Ответы детей)
- Что же дальше случилось? (Ответы детей)
- Произошло бы это, если бы Машенька послушалась родителей?
-Вспомните, что произошло с Иванушкой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (ответы детей)
- А как вы думаете, могли бы сказочные герои знать правила телефонного этикета?
- Вспомним сказку «Красная шапочка»Ш Перро.
-Внучка собралась в гости к бабушке, но, давайте мы с вами представим, что Красная Шапочка сначала решила позвонить бабушке и предупредить её о своём визите.
(Схема телефонного разговора Красной Шапочки и бабушки на доске).
Сначала Красная шапочка посмотрела на часы. Почему?
(Красная Шапочка знала, что звонить рано утром и поздно вечером нельзя, так как бабушка может в это время отдыхать).
Затем внучка набрала номер телефона бабушки.
Драматизация телефонного разговора:
Красная шапочка – Алло, бабушка, здравствуй
Бабушка - Здравствуй, внученька.
Кр. Ш: – Как себя чувствуешь? Как твоё здоровье?
Б: - Спасибо, Красная шапочка, хорошо.
Кр. Ш: - Бабушка, я прийду к тебе сегодня в гости.
Б. : - Приходи, Красная шапочка, я пирог испеку и буду тебя ждать.
Кр. Ш. : - До свидания, бабушка
Б. : - До свидания, Красная шапочка.
- Предупредила Красная шапочка бабушку о своём визите и стала собираться в гости.
Давайте мы напомним Красной шапочке о правилах гостевого и подарочного этикета.
(На мольберте схема подарочного и гостевого этикета.)
- Что должен знать человек, когда идёт в гости?
O В гости идут чистыми,
O красиво причёсанными.
O Одежда и обувь должна быть тоже чистая и опрятная.
O Надо позаботиться о подарке и цветах. Не забывайте, что подарок должен доставлять радость и понравиться хозяину,
O Когда идёшь в гости нельзя опаздывать, надо приходить к назначенному часу,
O в гости надо приходить с хорошим настроением и с улыбкой.
- Что должен знать хозяин, когда он ждёт в свой дом гостей?
(Схема приёма гостей)
O Заранее нужно послать приглашение или пригласить в гости по телефону;
O Навести чистоту и порядок в доме,
O Гостей встречают чистыми, аккуратно причёсанными, в чистой красивой одежде и обуви,
O Хозяин должен позаботиться об угощении для гостей,
O Хозяин должен продумать развлечения, игры для гостей.
O К назначенному часу хозяин ждёт гостей и встречает их с хорошим настроением и улыбкой.
O Подарок обязательно нужно развернуть и поблагодарить за него, а цветы поставить в вазу.
- А теперь, давайте посмотрим, как в сказке «Лиса и журавль» герои сказки соблюдали гостевой этикет?
- Продумали ли Лиса и Журавль детали встречи гостей?
- Приглашение они посылали?
- (Устно приглашали друг друга. – Приходи, куманёк, уж я тебя угощу.)
- А посуду для угощения они продумали? (Нет и потому они и поссорили)
- Вспомните сказку «Вини – Пух и все, все, все». (Выставляется картинки)
- К кому на день рождение шли Вини Пух и Пятачок? (к ослику Иа) Какие подарки они ему несли? (Вини-Пух нес горшочек с мёдом, но дорогой он его съел, а Пяточёк нёс красивый воздушный шар, но он у Пяточка лопнул и осталась одна верёвочка.)
_Огорчился Ослик Иа, когда увидел такие подарки? (Он очень расстроился, но так как ослик был воспитан, то он не показал этого)
- Подарки нужно дарить такие, которые бы доставили удовольствие, радость тому, кто их принимает.
Работа с раздаточным материалом.
Посмотрите на карточки на ваших столах.
Мы поиграем в игру «Кому, что дарить на день рожденье?»
(Карандашом соединить именинника и подарок для него).
Работа с пословицами
Ребята, объясните мне пословицу «Гости в дом – радость в нём».
- А кого бы вы хотели видеть почаще у себя в доме? (Своих друзей)
- Да, настоящему другу всегда рады. Он и в беде поможет и в радости вместе с тобой.
- Вспомните - сказки «Заюшкина избушка» и «Кот, петух и лиса».
- Кто в них был настоящим другом?
(Петушок и кот. Они не бросали в беде друзей)
- А мы сейчас вспомним песенку о друге и отдохнём.
Физминутка.
Если с другом вышел в путь
Если с другом вышел в путь,
Веселей – дорога.
Без друзей меня чуть- чуть,
Без друзей меня чуть- чуть,
А с друзьями много!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
- А сейчас я предлагаю вам немного помечтать.
Если б палочку волшебную
Подарила Фея мне,
Что бы я, ребята, сделала?
Наяву, не во сне?
Я бы раз взмахнула палочкой
И сказала тихо ей:
«Пусть побольше будет радости
На большой земле на всей»
Два, качнулась тихо палочка:
Всем родным здоровым быть.
Старшим, молодым и маленьким
Хорошо и дружно жить!
Третий раз взмахнула палочка
Что себе бы пожелать?
Может быть, вы мне поможете?
Каждый может помечтать.
- Мечты бывают добрые и злые, если мечты злые и жадные, то у человека лицо становится некрасивое.
-А если мечты добрые и красивые, то и лицо становится милым и приятным.
-Давайте забудем все обиды и станем совершать только добрые дела, относиться к своим товарищам по-доброму. И тогда лица у всех будут радостные и веселые. Недаром говорят. Что в радости и розы краснее и фиалки голубее и солнце ярче. А радость можно доставить человеку добрым ласковым словом.
3. Итог занятия
Игра «Цветок добрых слов»
-У меня есть цветок, который распускается от добрых, ласковых слов, комплиментов. Мы будем его передавать друг другу и говорить эти слова и посмотрим, как он расцветёт.
-А я хочу сказать добрые слова в адрес наших гостей. Я благодарю их за то, что они приняли участие в нашем занятии, за добрые, красивые улыбки.