Галина Мукина
Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Воспитатель Г. И. Мукина
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться!
Дайте радостно проснуться,
Дайте в сказку окунуться!
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться!
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!
Публикация «Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание в нашем Центре мы строим таким образом, чтобы развить у детей эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. В первую очередь мы обращаемся к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого гражданина. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведут к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у детей Центра является создание здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг них. Доверие взрослых, наша постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию детей: они охотно и легко общаются со сверстниками, делятся со взрослыми своими радостями и огорчениями. Стараемся, чтобы дети испытывали максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и здоровье детей в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке к школе. Наши дети очень любят праздники и с радостью принимают в них участие! Сейчас полным ходом идет подготовка к новогоднему празднику. По вечерам работает творческая мастерская, где дети готовят новогодние украшения, волшебные подарки своим родным и друзьям, мечтают, осознают, что мечты при желании становятся реальностью, подходят к выводу, «что чудеса мы делаем сами».
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
В ходе этических бесед «Что значит быть добрым?», «Поступки хорошие и плохие», «Учусь сочувствовать», «Зачем нужен друг?», «Легко ли быть справедливым?» у детей сформировались представления о дружбе, стали развиваться осознанные доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях, они научились оценивать поступки свои и товарищей, начали замечать, что кому-то плохо, стараются выразить свое сочувствие, научились высказывать свое мнение о выполнении правил поведения, находить определения для оценки поведения реальных людей, сравнивая его с поведением героев сказок и мультфильмов. Конечно, у нас еще много проблем и ошибок, но в группе сложился положительнй микроклимат, дети учатся пользоваться моральными оценками, радуются успеху, у них стала развиваться самооценка, умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми.
Мои дети приняли участие в областном литературном конкурсе «Голос души» - сочиняли стихи, в которых выразили свою любовь к маме, младшим сестренкам и братишкам, к родной природе и нашему детскому Центру.
Имеют сертификаты участников, дипломы победителей и лауреатов областных и всероссийских конкурсов «Посылка на фронт» (номинация «Открытка на фронт», «Дети войны игрушек не знали…», «Новогоднее творчество» (номинация «Новогодний рисунок») и др.
Вместе с детьми приняли участие в работе круглого стола «Формы и методы помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», где для гостей – членов американской делегации Индианского государственного университета (США, департамента социальной работы (США, педагогов и студентов ТГУ им. Г. Р. Державина была показана концертная программа «Должны смеяться дети…» (в рамках международной научно-практической конференции «Межведомственная модель реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации»). О доброте, дружбе и любви, которые посеяны в их душах, дети поделились с гостями.
Хочется верить, что наш детский Центр станет для всех детей «школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!