Екатерина Нестеренко
Конспект занятия «Чтение детям рассказа М. Львова «Рубашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Научить детей сохранять добрые старые традиции русских православных людей;
показать детям как Господь благословляет труд и заботу.
Материал к занятию : Рассказ М. Львовой «Рубашка»
Изображение старика к рассказу «Рубашка»
Ход занятия
Педагог: Дорогие ребята приближается самый большой праздник, праздник всех праздников «Пасха». Сегодня я вам прочту Пасхальную историю, которая называется «Рубашка».
Публикация «Конспект занятия „Чтение детям рассказа М, Львова „Рубашка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
М. Львова «Рубашка»
Весна. Снег почти стаял. Земля чернеет, и какой-то особенный свежий сырой запах говорит о весне. Мы все собрались у бабушки и усердно работаем: шьем рубашки бедным. Мама с няней кроят, бабушка сметывает рубашки, Наташенька быстро стачивает их на машинке, тетя Маша подрубает на руках, Вера обметывает петли и пришивает пуговицы. Даже крошки Коля и Машенька обрезают нитки и вдевают их в иголки.
“А ты расскажи нам, бабушка, — просит старший внук Николай, — почему у нас перед Пасхой шьют всегда мужские рубашки?”
“По завещанию моей бабушки, дружок мой. Это было давно — еще до революции. Моя бабушка, Надежда Сергеевна, проводила Великий Пост в строгом воздержании, молитве и в работе на бедных. Шила она и сама и все домашние женщины и девушки одежды бедным: платья, сарафаны, рубашки. Все это складывалось и раздавалось на Страстной неделе бедным, чтобы они имели возможность сходить к заутрене в новом чистом одеянии. Рубашки тогда шились не из ситца, как мы делаем теперь, а из белого домотканого холста, и сшивалось этих рубашек великое множество.
Однажды за год или за два до ее кончины, Надежда Сергеевна на Страстной неделе раздала все сшитые вещи бедным, и у нее осталась одна рубашка. С этой рубашкой происходило что-то странное: она несколько раз возвращалась к бабушке обратно. Один нищий уехал из города, другой умер, третий разбогател и больше не нуждался в милостыни.
“Как странно, — сказала бабушка своей горничной Устеньке. — Видимо, эту рубашку Бог кому-то предназначил. Оставим ее у себя, и ты отдашь ее первому, кто придет просить Христа ради”.
Прошло еще два дня, наступила Великая Суббота. Надежда Сергеевна сидела у своего окна, а Устенька уже заправляла лампады к празднику. Вдруг к окошку подошел высокий благообразный старик, одетый в наглухо застегнутый зипун. Он просил помочь ему Христа ради к Светлому Дню.
Бабушка послала Устеньку подать ему хлеба, денег, крашеных яичек. “Да еще не забудь рубашку, предназначенную ему, отдать”, — крикнула бабушка уходящей Устеньке.
Та все передала старику, а когда вынула рубашку с просьбой надеть ее в церковь к Светлой Заутрене, старик внезапно поднял руки к небу и залился слезами. “Господи, благодарю Тебя за великую милость ко мне грешному! — воскликнул он, — а тебя добрая, милая благодетельница, да благословит Господь за то, что после стольких лет к Светлому Дню ты прикрыла меня”.
С этими словами он распахнул свой зипун, а не груди его ничего не было. “Вот уже 16 лет я хожу неприкрыто, а дал я обет такой перед Господом: ничего не просить для себя. Что подадут, за то и спасибо. Ты первая, ангельская душа, покрыла мою наготу! И в какой великий Святой День, в канун Светлого Праздника”.
И он снова заплакал радостными слезами, плакала с ним и бабушка у своего окошка; поняла она, что Господь благословил и принял ее труд и работу.
Вот когда она умирала, она и завещала своей дочери и мне, своей внучке, всегда Великим Постом шить бедным рубашки и тоже заповедовать своим детям и внукам. Мы и стараемся по мере сил исполнить бабушкино завещание, и я надеюсь, мои дружочки, что и вы его не забудете”, — кончила бабушка свой рассказ.
Педагог: давайте немножко отдохнём
Физкультминутка
Вышли утки на луг,
Кря – кря – кря! (шагаем)
Пролетел веселый жук,
Ж – ж – ж! (машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают,
Га – га – га! (круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют (повороты туловища влево – вправо)
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал,
Р – р – р (руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш, ш – ш – ш! (подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь,
Ш – ш – ш (присели).
Педагог: теперь давайте поговорим о нашем рассказе
Вопросы детям
1. О каком времени года идет речь?
2. Для чего все собирались у бабушки?
3. На кануне какого великого праздника они шили рубашки?
4. Накакой недели они шили одежды?
5. Для чего они шили одежды?
6. О чем попросил бабушку внук Николай?
7. О чем рассказала бабушка?
8. Какое чудо случилось с одной из рубашек?
9. Кому отдали необычную рубашку?
10. Что сделал старик, когда ему подарили рубашку?
11. Чему учат нас традиции?
Педагог: видите ребята, как хорошо сохранять добрые традиции своих предков. Традиции воспитывают в нас желание помогать другим, быть трудолюбивым, заботливым, любить и уважать ближнего своего.
Итог занятия